115 лет советскому драматургу Исидору Штоку

19-го марта исполняется 115 лет со дня рождения советского драматурга Исидора Владимировича Штока (1908-1980). К этой памятной дате публикуем настоящий очерк. 

Исидор Шток
Исидор Шток

Театральная карьера И. В. Штока началась на подмостках Передвижною театра московского  Пролеткульта. Первую пьесу девятнадцатилетнего актера «Комсомол как таковой» сразу же поставил Московский театр современной буффонады. С тех пор его драматургия неизменно привлекала к себе внимание, пьесы шли во многих театрах Москвы и Ленинграда.

Драматургическое наследство И. В. Штока обширно и многообразно. Его перу принадлежат и пьесы для юношества («Дом № 5», «Осада Лейдена»), и произведения о подвиге советского народа в Великой Отечественной войне («Гастелло», «Караван»), драмы («Якорная площадь», «Объяснение в ненависти», «Ленинградский проспект»), комедии («Чертова мельница», написанная вместе с Я. Дрдой, и «Божественная комедия»), инсценировки («Грушенька» по повести Лескова «Очарованный странник»).

Разговор И. В. Штока с воображаемым режиссером

…Вот вы режиссер. Скажите, сколько раз в течение этого сезона вы говорили, что «наш театр спас эту пьесу», «я боролся за эту пьесу», «актеры вместе со мной дописывали и переделывали эту пьесу».

Режиссер. Иногда приходилось так говорить, и каждый раз, увы, это соответствовало истине.

Драматург. Да, да, да! Рецензии на спектакли пишут не критики. Актеры придумывают себе монологи и диалоги. Режиссеры борются за режиссеров. Драматурги борются с директорами за сроки выпуска спектакля. Словом, не театр, а дворец спорта. Ринг. А как было бы хорошо, скажем, если бы пьесы писали драматурги, режиссеры не боролись за них, а просто их ставили, актеры играли, художники рисовали декорации, а кассиры продавали билеты. Каждый бы делал свое дело. . . Вот вы признались, что неоднократно говорили и слышали от актеров: «Я эту роль всю переделал». «Я себе вставил сцену». «Я придумал монолог».

Это интересно:   К 125-летию со дня рождения советского театрального художника Владимира Стенберга

Режиссер. Каюсь! И говорил, и слышал, как говорили другие.

Драматург. И я слышал. И о своих пьесах, и о пьесах моих товарищей. У неподготовленного человека создается впечатление, что главная работа актеров — писать для себя роли. За мою тридцатилетнюю практику драматурга, поверьте мне, я ни разу не сорвал с головы актера парик, не оторвал нос или бороду, не оттолкнул его и не выбежал вместо него на сцену. Я никогда не отменял самовольно мизансцену, придуманную режиссером, никогда не забегал в осветительную будку и не вырубал свет, если актеры плохо играли. А что делали со мной! Вымарывали целые сцены и заменяли их другими, неизвестно кем написанными. Если у актрисы не получался монолог, выбрасывали не актрису, а монолог. Сажали публику на сцену, а актеров заставляли играть в партере. А когда я пробовал протестовать, со мной просто не разговаривали. В лучшем случае вообще снимали пьесу с репертуара. . . Автор должен писать хорошо. Законченно. Талантливо. Прислушиваться к актерам, режиссерам, к критикам. Выполнять их требования. Уметь быть благодарным. А права? Какие у него права? Может он снять актера, если явно актер не годится? Переменить режиссера, если выяснилось, что тот не понимает и никогда не поймет его пьесы? Может добиться отсрочки премьеры, если очевидно, что такая отсрочка необходима, а через месяц, два, три спектакль будет несравненно лучше? Вот вы скажите — может? ..

Режиссер. Ну, ежели случай очевидный, вам будет легко добиться желаемого.

Драматург. Как сказать! Ведь для этого я должен уговорить режиссера, уговорить, что спектакль не готов и не следует надеяться, что он «дойдет на публике». Должен уговорить директора, уговорить отказаться от премии за выполнение квартального плана. Словом, должен убеждать, грозить, унижаться, скандалить. . .
В тот день, когда драматург займет принадлежащее ему законное место в театре и пьесой и спектаклем своим сможет рассказать то, что решил поведать миру, театр снова станет той манящей силой для писателя, о которой говорил Чехов. А писатели, пьес не пишущие, будут с завистью (а не с сожалением) смотреть на писателей, пьесы пишущих.

Это интересно:   65 лет со дня первой постановки пьесы Александра Володина "Пять вечеров"

Из ст.: Шток И. Пусть каждый…— Театр, 1960, № 7.

Лит.: Шток И. Пьесы. М., 1977;

Зубков Ю. Герой и конфликт в драме. М., 1975;

Абалкин Н. Диалог с драматургом. М., 1976.

Театральный календарь на 1983 г. Л., 1982.

ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ