31-го января исполняется 115 лет со дня рождения советской артистки оперетты Ольги Николаевны Власовой (1908-1993). К этой памятной дате публикуем небольшой очерк о творчестве артистки.
Почти вся творческая биография народной, артистки РСФСР О. Н. Власовой связана с Московским театром оперетты. После Народной консерватории. Театрального техникума им. Луначарского, Передвижной опереточной труппы Кошевского в 1928 г. Власова дебютировала на московской сцене в роли Эллен («Черный амулет» Стрельникова). Ее первые героини — Репортер («Ночные пауки» Оранского), Женя («Как ее зовут» Пульвера), Галина («Голубые скалы» Заграничного), Ксюша («Взаимная любовь» Каца), по словам критика Ю. А. Дмитриева, «молодые, обаятельные, жизнерадостные, превосходно танцующие, в высшей степени музыкальные, они, как никто, умели передать искрящуюся радость молодого бытия».
С годами менялся, становился разнообразнее репертуар актрисы, которая виртуозно исполняла комедийные и характерные роли в классической и современной оперетте: Клодина («Дочь тамбурмажора» Оффенбаха), Адель («Летучая мышь» Штрауса), Клементина («Граф Люксембург» Легара), Магдалина Ерофеевна («Весна поет» Кабалевского), Кораблева («Белая акация» Дунаевского) и др.
Народный артист СССР Владимир Канделаки об Ольге Власовой
Когда смотришь на фотографии спектаклей театра тридцатых годов, на ясные, милые лица простых девушек комсомолок, чьи образы были созданы Власовой, на ее же изящных, пикантных, кокетливых героинь классических оперетт, когда знакомишься с современными фотоснимками артистки, играющей экстравагантных или добрых, сердечных «старух», не устаешь удивляться огромному диапазону ее ролей, необыкновенно живых, разнообразных, разрушающих привычные условные рамки опереточных амплуа.
Мне всегда было приятно и легко работать с Ольгой Николаевной как режиссеру. Вкус и чувство меры ей никогда не изменяли…
Порывистая, темпераментная на сцене, в жизни Ольга Николаевна удивительно ровная, выдержанная, на редкость скромная и непритязательная, несмотря на свое высокое положение в театре. Она всегда искренно стремится помочь своим партнерам, товарищам по работе. Т. И. Шмыга, близкая Ольге Николаевне по тонкости и изяществу своего таланта, всегда очень высоко ценит ее добрые советы.
Кстати, почему Ольга Николаевна посвятила свою жизнь оперетте? Ведь ее судьба могла бы сложиться по-другому. Сначала она была будущей актрисой драмы — училась в Театральном техникуме им. А. В. Луначарского. Одновременные занятия в Народной консерватории открыли перспективы вокального исполнительства. У Власовой был прекрасный голос. Педагоги видели в ней лирическую оперную героиню или филармоническую камерную певицу. Но Ольгу Николаевну заворожило искрометное искусство Татьяны Бах и Николая Бравина, которых она однажды увидела на одном из концертов. Этот вечер решил ее судьбу- Власова выбрала оперетту…
Очень многое для развития ее мастерства дала работа с режиссером И. Тумановым. В роли Клементины она создала образ стареющей кокетки, запутавшейся в сложных взаимоотношениях со своими бывшими мужьями. Играя старуху, Ольга Николаевна была по-моло-дому очаровательна, была влюбленной в жизнь. Она покоряла зрителей точным и тонким рисунком роли, своей внутренней силой, неукротимым темпераментом. Незабываема и ее Вожена в «Марице»— капризная взбалмошная хранительница традиций отживающего княжеского рода, любящая тетушка и властная барыня.
Ольга Николаевна в каждой роли покоряла зрителей смелостью актерских приспособлений, глубиной творческого перевоплощения.
Чрезвычайно ярко проявилось мастерство Власовой в воплощении народных национальных характеров. Большим ее успехом, в частности, стала роль тетушки Кето в спектакле «Золотая долина» И. Дунаевского.
Я как режиссер-постановщик «Золотой долины» помню, как серьезно занималась Ольга Николаевна, как настойчиво «снимала» привычную легкость походки и движений, игривость и кокетливость, как упорно добивалась для раскрытия национальных черт характера иного сценического мышления, иной пластики в образе немолодой грузинки — доброй, душевной тетушки Кето. Никогда не забуду в ее исполнении песню о матери — светлую и трогательную.
И рядом с этим — совсем иные краски, иной темпоритм, иные образные сферы.
В спектакле «В ритме сердца» А. Петрова ее Тройская, постаревшая примадонна, неизменно срывала бурю аплодисментов, демонстрируя, «как надо играть „Сильву»», доказывая, что настоящим мастерам нельзя уходить со сцены! Ольга Николаевна, как и ее Тройская, убеждала, что для настоящего таланта — старости нет!..
Из ст.: Канделаки В. Призвание и признание.— Муз. жизнь, 1980, № 5.
Лит.: Власова О. Самое дорогое.— Театральная жизнь, 1977, N2 24;
Дмитриев Ю. Фавориты — Театр 1981, № 4.
Театральный календарь на 1983 г. Л., 1982.
Данный материал является некоммерческим и создан в информационных, научно-популярных и учебных целяхПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ