6 марта исполняется 65 лет со дня первой постановки пьесы Александра Володина «Пять вечеров» (1959 год) в Большом Драматическом театре им. Горького в Ленинграде.
Первые отклики на премьеру «Пяти вечеров» в БДТ им. Горького были противоречивы: удачу театра—режиссера Г. А. Товстоногова, актеров Е. З. Копеляна. З. М. Шарко. К. Ю. Лаврова, Л. И. Макаровой — признавали все в достоинствах пьесы многие сомневались, говоря об «ограниченности драматургического материала», «унынии», «мелкотемье»… Потребовалось время, чтобы понять, в какой мере своеобразна, талантлива и современна драматургия Володина, какую важную роль сыграла она в жизни советского театра вместе с первыми пьесами В. С. Розова.
Неувядаемость пьесы доказывает и ее театральная судьба, и киноверсия Н.С. Михалкова.
Георгий Товстоногов о пьесе
…Написал А. Володин пьесу «Пять вечеров», действие которой происходит только по вечерам,—автору был брошен упрек в сумеречных настроениях. Но он ведь написал эту пьесу о любви, о трудном счастье немолодой, но удивительно нравственно цельной женщины. Пьеса грустная, хотя кончается хорошо. Раз грусть — значит, пессимизм! Горе, грусть, печаль частью критиков почему-то признаны синонимом упадничества. В «Пяти вечерах» два хороших человека едва не прошли мимо своего счастья. Они нашли его, но нашли поздно. И разве не грустно и не должно быть грустно при мысли о том, как много они украли у самих себя?
В пьесе «Пять вечеров» нет героев, совершающих открытия, героические подвиги. Обыкновенные люди — мастер цеха, шофер, студент, телефонистка с переговорной, инженер-химик — заставляют себя, своих друзей, своих любимых жить чище, лучше, честнее. За такие подвиги не награждают орденами, о них незачем писать в газетах. Но пьесы о них писать надо. И играть их надо. Это пьесы и спектакли о тех, кто в иных обстоятельствах непременно обнаружит силы и мужество для самого высокого патриотического подвига.
Из кн.: Товстоногов Г. Зеркало сцены. T. 1. Л., 1980.
Анатолий Эфрос о спектакле «Пять вечеров»
Я как-то не думал раньше, что из-за спектакля можно специально поехать в другой город. Но все приезжающие из Ленинграда, и ленинградцы, и москвичи, с такой восторженностью и с таким негодованием (были и такие) рассказывали о спектакле «Пять вечеров» у Товстоногова, что просто нельзя было не поехать.
Оказалось, действительно замечательный спектакль.
Для каждого из нас что-то из того, что нас окружает в художественной жизни, является как бы дополнительной школой. «Пять вечег ров» среди других прекрасных спектаклей последнего времени послужили для меня такой школой.
Я с восхищением наблюдал, как необычайно простыми средствами достигался высокий эмоциональный и смысловой эффект.
Это было настоящее тонкое психологическое искусство.
Это было прекрасное искусство актеров того направления, которое называется искусством переживания.
Это была режиссура, в которой я ощутил истинное продолжение заветов Станиславского.
Но это еще было и по-настоящему современное искусство, в котором люди чувствовали и думали именно так, как думали и чувствовали сегодня очень многие. Во всяком случае, мне так казалось.
Эта пьеса и спектакль рассказывали о любви двух уже немолодых людей, которые несколько поздно нашли друг друга и, может быть, поэтому так боятся друг друга потерять. За простенькими разговорами в каждой сцене скрывалась такая боль, такая тоска или такая радость, что невозможно было оставаться спокойным.
Это был спектакль о том, что человеку невозможно быть одному, что нужен друг, нужна любовь, нужно взаимопонимание. И нет ничего хуже, чем отсутствие друга и любви или отсутствие взаимопонимания.
Из кн.: Эфрос А. Репетиция — любовь моя. М., 1975.
Лит.: Шарко З. (А ваше мнение?) — Театр, 1961, №6;
Владимиров С. А. М. Володин.— В кн.: Драма. Режиссер. Спектакль. Л., 1976;
Юрский С. Кто держит паузу. Л., 1977.
Театральный календарь на 1984 год. М., 1983.
ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ