Творческая колея княжны Урусовой

23-го декабря день памяти замечательной русской актрисы Эды Урусовой. Одну из последних своих ролей в спектакле «Письма Асперна» в постановке Бориса Александровича Львова-Анохина Эда Юрьевна сыграла на сцене Московского Нового драматического театра. В день памяти актрисы предлагаем вашему вниманию статью Сергея Луценко о замечательной актрисе. 

Автор рассматривает творческую и жизненную судьбу великой артистки Эдды (Евдокии) Урусовой. Особое внимание уделяется характерному аристократическому стилю актрисы, жестам, особенностям игры на театральной сцене и в кино.

Жизненные зигзаги актрисы

23 ноября 2023 исполнилось 115 лет со дня рождения великой актрисы и потомственной княжны Эдды (Евдокии) Юрьевны Урусовой. Она родилась в Москве. Ее отец – князь Юрий Дмитриевич Урусов (1878 г. р.). Мать – Евдокия Евгеньевна (Евдокия Салиас де Турнемир, дочь писателя Евгения Салиаса де Турнемир, 1882–1939). Сестра – Елена, брат – Кирилл. В детстве она занималась в частной танцевальной школе у дочери Марии Ермоловой, затем она окончила Институт благородных девиц и Школу-студию МХАТ. В это же время Урусова начала сниматься в немом кино. Затем, она выступала на сцене Московского драматического театра и Театра имени Ермоловой, где и познакомилась с актером Михаилом Унковским. Она вышла за него замуж и родила сына. У мальчика был врожденный дефект неба и верхней губы, и в детстве ему пришлось перенести 3 операции подряд. Но это было только начало жизненных препятствий и испытаний, которые судьба готовила актрисе.

Она замечательно пела, владела иностранными языками, танцевала, декламировала стихи и прозу. До окончания средней школы – занималась параллельно в студии театра.

Характерными чертами Эдды Юрьевны были: величественная осанка, красота, стать, талант, но и конечно образованность. В ней был врожденный аристократизм, то, что называется породой: красивейший тембр голос, прекрасная русская речь.

Когда ее называли княгиней, она поправляла: «Княгиня – это супруга князя, а я – дочь, значит, княжна!»

В начале 1935 г. по сфабрикованному «кремлевскому делу» за участие в заговоре против властей были арестованы ее отец и сестра, Елена Раевская, с мужем. Никто из них не признал вины, но их посадили в тюрьму, а потом расстреляли. В 1938 г. арестовали супруга Урусовой. Его вынудили признаться в террористическом заговоре против власти. Официальное извещение о смерти мужа актриса получила только в 1942 г., когда находилась в лагере.

Спустя годы Эдда Юрьевна узнала, что тогда на нее написали донос коллеги по театру. Актриса попала в Дальневосточный исправительно-трудовой лагерь, где она трудилась на лесоповале, работала дояркой, счетоводом и играла в лагерном театре. Из-за постоянного голода у нее открылась язва. Княжна не раз подавала прошение о досрочном освобождении, но ей отказывали на основании отрицательной характеристики из Театра имени Ермоловой.

Об этом времени актриса вспоминала: «Это были самые тяжелые дни в моей жизни. Все время болело сердце, происходящее казалось каким-то ужасным кошмаром… Мне сразу разъяснили, что работа зимой на лесоповале для непривычного человека – это гибель. Свалишься на третий день, и тогда конец. Лес валили привыкшие к физической работе молодые здоровые девушки, в основном из семей раскулаченных. Остальная масса уголовных сидела у костров и не работала. Охранник, один солдат на весь отряд, даже и не пытался их заставлять. Я сидела вместе с ними. На ногах у нас были матерчатые чуни, которые постоянно промокали. Мы придвигались как можно ближе к костру, стараясь вобрать в себя все идущее от него тепло, чтобы согреться. Конечно, я читала стихи, благо знала их бесчисленное множество, о чем-то рассказывала, что-то показывала. Охранник тоже подсаживался поближе к нам. В общем, я снова как бы выступала перед благодарными слушателями, и это согревало душу».

В 1955 году Эдда Юрьевна смогла вернуться в Москву. Сразу же попала в больницу с язвой, цингой и дистрофией последней степени. После длительного курса лечения в Институте имени Склифосовского она вернулась на сцену своего театра и даже начала сниматься в кино.

Это интересно:   125 лет американской актрисе и режиссеру Еве ле Гальенн

Будучи в преклонном возрасте актриса говорила: «В моей жизни было много счастливых случаев и людей, которые меня спасли от худшего. И именно это я вспоминаю! Тому, что осталась жить, я обязана своей профессии и людям, которые меня окружали».

Театральные успехи

Первые работы на профессиональной сцене характеризовали Урусову, как актрису яркого темперамента — задорную, озорную и лукавую, пробующую себя в разных жанрах отечественной и зарубежной драматургии; некоторый азарт студийности еще ощущался в ролях Наташи («Рассказ о простой вещи» Б.А.Лавренева), Лоретты д’Аман («Иван Козырь и Татьяна Русских» Д.П.Смолина), Альбины («Альбина Мегурская» Н.Н.Шаповаленко по Л.Н.Толстому). Но уже последующие роли — Фенька («Республика на колесах» Я.А.Мамонтова), Лешка («Дальняя дорога» А.Н.Арбузова), Христина («Искусство интриги» Э.Скриба), Гертруда («Мачеха» О.Бальзака) и Надежда («Последние» А.М.Горького).
Отдельно хотелось бы обратить внимание на яркие театральные работы актрисы.

В спектакле режиссера Кнебель М.О. «Искусство интриги» (1935) Эдда Юрьевна играла вдовствующую королеву Марию-Юлию. В особенности, ее черты: гибкость, пластика и великолепный голос. Актрисе пришлось овладеть довольно трудной внутренней характерностью. Королева думала короткими мыслями. Высказывая их, она была по-королевски категорична, но когда из предыдущего направления мысли ничего не выходило, она послушно воспринимала команду о новом направлении и так же категорично ее выполняла. Она казалась вполне респектабельной королевой — изящно двигалась, кланялась, обмахивалась веером, давала целовать руки, улыбалась, но постепенно становилась очевидной ее безнадежная ограниченность».

В другом спектакле по пьесе А.Н. Арбузова «Дальняя дорога» (1935), Урусова сыграла суровую Лешку, считавшая, что «она в любви, как в танцах, — ни шагу», спасает Солнышкину жизнь. Она несла его из люка на руках, как ребенка, и потом осторожно клала на землю. «Илюша, жив? Ну, скажи, рыжий ты мой…». На самом деле, Лешка — крупный подарок актрисам от драматурга. Эдда Урусова, в роли, Лешки, медлительная, но деловая и упорная.

Театральный режиссер и педагог Б.Г. Голубовский в главе «Ермоловцы» посвятил актрисе отдельный рассказ — «Отступление об актрисе из княжеского рода».

В частности, он замечает: «Всегда поражаюсь артистическому и человеческому подвигу Эдды Юрьевны Урусовой, восторгаюсь ее несгибаемой волей, сверхчувственным умением противостоять злой судьбе, не потерять чувства юмора в экстремальных ситуациях, не допускающих расслабленности».

В газете «Заполярная правда» от 11 мая 1954 была опубликована рецензия на спектакль «В сиреневом саду»: «…Лучше всех справились со своей ролью артистки Урусова и Евстратова… Можно смело сказать, что Урусова, исполняющая Мадлен, играла прекрасно. Вот уж действительно: несмотря на все утрированные жесты, мимику, прическу, голос — она живая, взятая из жизни. Это поистине водевильный образ. Он цельный и по-своему психологически верный, хотя в нем в изобилии и преувеличения, и элементы трюка…».
Летом 1957 взыскательный критик — главный режиссер Магнитогорского драматического театра Н. Ладыгин в своей рецензии на гастрольный спектакль театра им. Ермоловой «Опасный поворот» по пьесе Дж.Пристли пишет: «…Приятно отметить, что артистка Э.Ю.Урусова встает в ряд хороших характерных актрис столицы. В созданном ею образе Мод Мокридж хотелось бы только видеть более ярко выделенной профессиональную черту этой писательницы — умение распознать людей…».

Другой интересной работой Эдды Урусовой стала роль Мадам Супо по пьесе Б.Брехта и Л.Фейхтвангера «Сны Симоны Машар», поставленный в Ермоловском театре в 1959 году Анатолием Эфросом.

Один из рецензентов пишет: «Актриса Э.Урусова верно передает основное в характере, важное в замысле пьесы. Социальный тип удается. Запоминается в спектакле и яркая сцена с беженцами, прекрасно исполнены бытовые эпизоды». (К.Потапова «Сны и жизнь Симоны Машар», газета «Московская правда» от 16 октября 1959).

Театральный режиссер Б.Львов-Анохин в своей статье «Об этом стоит поспорить» (газета «Вечерняя Москва», 21 октября 1959) отмечает, что Мари Супо — Э.Урусова зловеща, как сказочная злая королева, в ее истеричности есть поразительная наглость, она беззастенчиво дурачит людей, придавая своей самой тривиальной жадности и хитрости видимость какого-то исступленного самоотречения.

Это интересно:   115 лет со дня рождения советского режиссера Валентину Плучеку

Необходимо отметить, что у Эдды Юрьевны каждый сезон добавлялось по 2-3 новых роли. Она была занята чуть ли не в половине репертуара театра и играла по 4-5 спектаклей в неделю.

Хотя ей было уже за пятьдесят, у нее как бы открылось второе дыхание. Словно вернулись времена далекой театральной молодости.

Несмотря на то, что актриса не играла молодых героинь, у нее не было проходных ролей. Каждая ее роль, даже эпизодическая, была заметна.

В 1962 году режиссер и театральный деятель Александр Шатрин поставил спектакль по пьесе Эдуарде де Филиппе «Суббота, воскресенье, понедельник».

Рецензент Р. Кречетова достаточно ярко описывает игру актрисы: «Урусова играет в этом спектакле острохарактерную роль экстравагантной тети Меме. Ее великовозрастного сына играет Владимир Андреев. Их игра стала достойным украшением спектакля.

В заключение Р.Кречетова отмечает: «Меме — Э.Урусова. Нервный тик, прищуренные, близорукие глаза. Когда читает, почти водит по бумаге заострившимся носом, но очки не носит — не хочет признать себя старой. Когда разражается скандал, она купается в свалившихся на нее заботах, наслаждается тем, что люди нуждаются в ее помощи, ее уколах, ее лекарствах. И в лавине забот за надменной сухостью и предвзятостью Меме открывается ее неуклюжая доброта и всепонимание» (Р. Кречетова, Газета «Советская культура», от 03 ноября 1962).

Другой рецензент Гунар Треманис в своей статье «Только три дня» (гастроли Московского театра им. М.Н.Ермоловой) в газете «Ригас Более» от 18 июля 1971 характеризует Э. Урусову в роли Меме так: «Эта актриса приковывает к себе внимание на протяжении всего спектакля. Внешность, голос, мимика, походка — все выразительные средства артистка использует очень точно: убедительно, как она готовит ампулу для инъекции, как в своей близорукости «водит носом» по страницам книги, как походкой «изящно воспитанной» дамы проходит через столовую. Будничность повседневной жизни Урусова раскрывает с максимальной выразительностью. В стремлении ее героини лечить всех и вся кроется страстная потребность быть хоть чем-то полезной людям».

В 1963 году на театральном конкурсе, посвященном 100-летию со дня рождения К.С.Станиславского, по результатам тайного голосования Э.Урусова была за роль Меме удостоена диплома и медали.

Еще один яркий образ актрисы в спектакле по пьесе А. Н. Афиногенова «Мать своих детей» (1963). Она сыграла Екатерину Ивановну Лагутину, которая живет в преддверии больших схваток с германским фашизмом. Просто, умно, по-народному мудро наставляет она своих уже взрослых детей; идет напролом, защищая их честь и имя, учит добру; требовательно, заботливо растит внуков…

Образ Екатерины Ивановны Лагутиной, простой, мужественной и мудрой русской женщины, стал большим успехом Урусовой. После этого показа на телевидение пришло много писем от зрителей. Приведем одно из них:

«Уважаемая тов. Урусова! Простите, что так официально, но мы не знаем Вашего имени и отчества. Диктор назвал только Вашу фамилию.

Мы по телевизору видели спектакль Московского драматического театра им. Ермоловой «Мать своих детей». Мы не первый раз видим этот спектакль, но в постановке Вашего театра он нам очень понравился. Вы исполнили главную роль — Екатерины Ивановны Лагутиной. Ваша игра взволновала нас до слез. Как будто на сцене не артистка, а настоящая мать. Все было так естественно, просто и душевно. Сердечное Вам спасибо за созданный образ простой русской матери. Нам очень бы хотелось иметь Вашу фотографию, но ее нет в продаже. Еще раз желаем Вам всего самого хорошего! С уважением, Борисова В.М., Антоненкова А.А.».

Возвращение Эдды Урусовой в число ведущих актрис Московского театра им. М.Н.Ермоловой состоялось. Ее избрали в Художественный совет, в составе которого она оставалась в течение многих лет. Избиралась она также и в местный комитет театра.

Это интересно:   115 лет со дня рождения советского эстонского актера Антса Эсколы

Ее прекрасная работа с мхатовкой Кнебель — Лешка в «Дальней дороге» — показывает, что она творчески отнеслась к занятиям по системе Станиславского. Необходимо отметить, что актриса входя в образ Лешки, 12 дней работала в шахте метро. Она не боялась сценической остроты, подкрепленной жизненной правдой. Этим она напоминает Серафиму Германовну Бирман: ее королева в «Искусстве интриги» — величавая и эффектная идиотка. На самом деле, она была полна энергии и жила напряженной творческой жизнью. В свободные вечера бывала на всех сколько-нибудь заметных театральных премьерах. Много читала: русскую классику, книги о театре, современную поэзию.

Яркие эпизодические роли в кино

Необходимо отметить, что Эдда Юрьевна в кино снималось очень мало.

Ее великолепная роль аристократки Веры Фабиановны Чарской, хранительницы старого ларца, переданного ей отцом, в фильме режиссера Р.Ю. Фрунтова «Ларец Марии Медичи» (1980). Ощущается отлично поставленная речь и манеры актрисы. Необходимо отметить что, несмотря на тяжелую судьбу (арест и расстрел родителей, мужа и годы лагерей), она оставалась деликатным и доброжелательным человеком.

В фильме К.Г. Шахназарова «Курьер» (1986), Урусова сыграла бабушку, Агнессу Ивановну, главной героини Кати Кузнецовой (актриса А.Н. Немоляева) и маму профессора отца Кати Семена Петровича (О.В. Басилашвили).

Кадр из к/ф «Курьер»

Агнесса Ивановна из бывшей интеллигенции, с доставшейся в наследство большой квартирой. Причем, вкрадывается мысль, что именно она является главой семьи в доме и вокруг нее выстраиваются отношения.

Скончалась Эдда Урусова 23 декабря 1996 года в возрасте 88 лет. Она была похоронена в г. Москве на Введенском кладбище.

 

На видео фрагмент интервью Эды Юрьевны Урусовой и режиссера Бориса Александровича Львова-Анохина. Спектакль «Письма Асперна» в Московском Новом драматическом театре. 

Литература:

1. Опальная княжна советского театра и кино: Как Эдда Урусова пережила репрессии, тюрьму и ссылку // URL: https://kulturologia.ru/blogs/010519/42982/?ysclid=lpz6dob8q8228572555 (дата обращения: 10.12.2023).
2. Урусова Эдда (Евдокия) Юрьевна. Актриса из княжеского рода // URL: https://vgulage.name/books/urusova-je-ju-avtor-sostavitel-unkovskij-ju-m-aktrisa-iz-knjazheskogo-roda/ (дата обращения: 10.12.2023).

Луценко Сергей Иванович, аналитик Института экономических стратегий ООН РАН, член Экспертного совета Государственной Думы ФС РФ, соавтор документа «Стратегия национальной безопасности», адрес электронной почты: scorp04111978@mail.ru

Предлагаем вашему вниманию статью Сергея Луценко об актере Леониде Оболенском, размещенную у нас на сайте.

Предлагаем вашему вниманию другие статьи Сергея Луценко об актерах советского кино и театра, размещенные на сайте SovKult.ru:

ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ