17-го января исполняется 590 лет со дня рождения флорентийского живописца и скульптора Антонио дель Поллайоло (1433-1498). Знаменитому итальянскому живописцу посвящен этот небольшой очерк.
Антонио дель Поллайоло был человеком талантливым во многих областях искусства. Он занимался живописью, гравюрой, был знаменитым золотых дел мастером и, наряду с А. Верроккио, его называют ведущим скульптором Флоренции конца XV столетия. Но во всех сферах творчества легко определить единую художественную концепцию мастера.
Антонио дель Поллайоло родился во Флоренции и по свидетельству Дж. Вазари учился у флорентийского золотых дел мастера Гиберти. С достоверностью нельзя назвать имена его учителей, но как полагают, он учился и у живописца Андреа дель Кастаньо. Поллайоло быстро освоил тайны ювелирного мастерства. Однако со временем он стал все более и более увлекаться живописью и скульптурой. «Женский портрет» 1460-х годов, находящийся в частном музее в Милане, ныне приписывается Поллайоло. В этой работе мастер стремился найти соответствие между чистотой внутреннего мира модели и сдержанным благородством живописи. В серии картин о подвигах Геракла (около 1465)—«Геракл, убивающий гидру», «Геракл и Антей», «Геракл, убивающий льва» — уже начинает преобладать рациональное, рассудочное начало. Только в пейзажных фонах еще выражено непосредственное, поэтическое отношение к миру.
Поллайоло стремился довести живопись до вершин технического совершенства. Он работал строго расчетливо, последовательно разрешая сложные пространственные задачи. Его живописи подчас не хватает живого эмоционального начала. Поллайоло относился к числу тех мастеров раннего итальянского Возрождения, которые стремились найти научные основы искусства, обосновать законы его построения. Отсюда — почти исследовательский интерес, который они проявляли к вопросам формы, пространства, что не исключает общей гуманистической направленности их творчества.
И в «Аполлоне и Дафне», и особенно в «Мученичестве святого Себастьяна» Поллайоло выступает перед нами как художник, экспериментирующий в области пространственных построений на холсте. Вновь действие разворачивается в прекрасном пейзаже, в долине среди невысоких гор, среди архитектурных руин. Художник демонстрирует нам редкостное знание законов перспективы, фигуры даны в сложных ракурсах. По при том, что изображаются различные движения, картина носит статичный характер. Высочайший уровень технического мастерства, смелая постановка новых тогда формальных проблем восхищали современников. Картинам Поллайоло подражали, они казались вершиной развития искусства.
Сохранились в различных местах образцы его алтарной живописи и настенных росписей. Вероятно, Антонио дель Поллайоло работал часто в содружестве со своим младшим братом Пьеро дель Поллайоло (1443-1496).
В историю искусства вошли и гравюры на меди, исполненные Антонио дель Поллайоло, например «Битва десяти обнаженных» (1470). Можно, конечно, рассматривать эту композицию как демонстрацию знания анатомии, но увлекает экспрессия битвы.
Как скульптор Поллайоло наиболее тесно связан с приемами прикладного искусства. Это видно в тщательной обработке поверхности, в широком использовании Драгоценных металлов. Однако скульптурным произведениям Поллайоло нельзя отказать и в наблюдательности, острой характерности. Изощренный мастер, он всегда находит необычные композиционные приемы. Ряд скульптур перекликается тематически с его живописью, например группа «Теракт и Антей» (1475-1480).
Большую известность получили исполненные Поллайоло гробницы папы Сикста IV (1489-1493) в гротах Ватикана и папы Иннокентия VIII (1492—1498) в соборе святого Петра. Фигуру Сикста IV Поллайоло поместил лежащей на саркофаге в торжественном облачении. Мастеру прекрасно удалось в лице Сикста IV передать особенности его характера.
Оригинально решена и композиция гробницы Иннокентия VIII. Эти гробницы являются одними из лучших образцов монументальной пластики XV века.
Последние полтора десятилетия своей жизни Поллайоло провел в Риме, работая по заказам папской курии. К нему относились с. почтением художники последующих поколений. Они разрабатывали отдельные приемы его искусства. Но только в произведениях Луки Синьорелли можно отметить следы прямого влияния искусства Поллайоло.
Художественный справочник. Сто памятных дат. М., 1973.
ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ