16 января исполняется 295 лет со дня рождения итальянского оперного композитора Никколо Пиччини (1728-1800). К этой дате публикуем небольшой очерк о выдающемся композиторе.
Никола Пиччини —один из прославленных итальянских оперных композиторов XVIII века. С 1760 года, когда была поставлена его опера «Добрая дочка» (на текст Карло Гольдони по сентиментальному роману С. Ричардсона «Памела»), имя Пиччини стало известным и далеко за пределами Италии. К этому времени он был уже опытным мастером, создавшим множество оперных произведений в различных жанрах.
Пиччини родился в Бари, окончил Неаполитанскую консерваторию. Ученик крупных композиторов той эпохи — Л. Лео и Ф. Дуранте, он пробовал свои силы в операх на традиционные мифологические и историко-легендарные сюжеты и одновременно обращался к новому жанру оперы-буффа, сложившемуся в творчество Дж. Перголези и других его современников. В отличие от первых представителей итальянской оперы-буффа, предпочитавших комедийно-бытовые сюжеты, Пиччини наиболее самостоятельно проявил себя в комической опере сентиментального направления.
Сентиментализм был тогда весьма характерным и в основном передовым художественным течением в искусстве многих европейских стран, выражением борьбы за свободу естественного человеческого чувства против многих социальных условностей и кастовых ограничений. В сентименталистском романе Пиччини нашел близкие для себя лирико-чувствительные коллизии и трогательные образы-характеры. В его опере-буффа «Добрая дочка» («добрая» — в смысле «добродетельная») комедийность сочетается с нежной чувствительностью, ясно и своеобразно выраженной в музыке. Современников более всего впечатляли именно лирические сцены «Доброй дочки», ее прекрасные мелодии и сам облик героини — нежной Чеккины, сироты, страдающей от несправедливых притеснений в знатной семье. Опера вошла в моду, ставилась во многих странах, даже в далеком Китае.
Казалось бы, Пиччини нашел себя как художник в этом роде оперного искусства. Но ему предстоял неожиданный поворот судьбы. В 1776 году он был приглашен в Париж, где тогда развернулась реформаторская деятельность К. В. Глюка, противопоставившего свои героические оперы «Ифигения в Авлиде» и «Альцеста» условному типу придворного оперного спектакля. Противники этой реформы из кругов парижской знати понимали, что противоборствовать Глюку, опираясь на устаревшее оперное наследие, уже нельзя. Поэтому они обратились к популярному искусству сенти-менталистского направления, столь ярко представленного именно в операх Пиччини.
Борьба мнений, получившая название борьбы глюкистов и пиччинистов, охватила парижские салоны, печать, театр. Сам Пиччини оказался невольным ее участником, хотя вовсе нс стремился противостоять Глюку. Напротив, он многому научился на его примерах, да и на опыте французского оперного театра.
Если до прибытия в Париж Пиччини оставался ярким представителем неаполитанской оперной школы с ее широкими ариозными формами, богатым мелодизмом и характерными чертами музыкальной стилистики (в частности, гармоническими), то в последующие годы его творчество обогащается новыми выразительными средствами, главным образом в сфере серьезной оперы. Написанная для Парижа опера «Роланд» (1778) и другие содержат драматические сцены почти глюковского типа.
В борьбе глюкистов и пиччини-стов победили, как известно, эстетические идеи Глюка, подхваченные композиторами революционной Франции. Дальнейшая судьба Пиччини оказалась очень трудной. По возвращении в Италию он был заподозрен в сочувствии французской революции и некоторое время содержался под арестом, а затем снова уехал во Францию, где и жил до конца своих дней.
Т. Ливанова
Ежегодник памятных музыкальных дат и событий. М., 1977.
ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ