23 сентября 2018 года зрители Нового театра смогут увидеть возобновленный спектакль «Top dogs, или Новые игры для взрослых» по пьесе швейцарского писателя и драматурга Урса Видмера. Премьера этого полюбившегося многим спектакля состоялась 5 октября 2009 года. Давайте вспомним автора этой пьесы Урса Видмера, который скончался полтора года назад.
Необыкновенно разностороннего и, вне всяких сомнений, самого яркого современного швейцарского автора Урса Видмера неспроста критики называют преемником знаменитых Макса Фриша и Фридриха Дюрренматта или мастером точного слова и ироничного взгляда. Произведения, написанные этим человеком, не успевают попадать на полки книжных магазинов, как практически мгновенно и с превеликим энтузиазмом раскупаются настоящими ценителями интеллектуальной прозы во всей Европе. Уникальный дар, без сомнения присущий только единицам, позволил Урсу Видмеру с одинаковым успехом создавать потрясающие эссе, пьесы, романы, приключенческую прозу, а также литературоведческие работы и даже фантастику, радио-пьесы и статьи.
Сложные психологические построения с изощренной стилистикой, когда отстраненная меланхолия вступает в интересный симбиоз с ядовитой сатирой, густо приправленной ироний, добавляют в произведения талантливого швейцарского писателя и драматурга особую силу и энергетику. Пожалуй, самое известное произведение Видмера – книга «Любовник моей матери». Однажды, это было в 1992-м году, патриарх немецкоязычной литературной критики Марсель Райх-Раницкий назвал Урса Видмера «писателем мирового уровня»… и это оказалось сущей правдой. Творчество этого гениального автора и, по совместительству, переводчика насчитывает свыше 80-ти самых разноплановых и разножанровых произведений, написанных на немецком языке.
«Его стиль представлял собой постоянное смешение направлений. Ирония и сатира идут у него бок о бок с реалистичной и сюрреалистичной точностью» — такого мнение членов жюри, которые не без удовольствия вручили Видмеру престижную «Премию имени Фридриха Гёльдерлина» в 2007-м году. Это было в немецком городке Бад-Хомбург. Урс Видмер, по воспоминаниям современников, был очень доброжелательным, дружелюбным и добродушным «гражданином мира» от литературы, прекрасным рассказчиком, просто очаровательным посредником, чье восхищение литературным искусством было очень заразительно.
Интересно, что Видмер всю свою жизнь старался всячески избегать клейма исключительно швейцарского писателя, при первой же возможности сопоставляя свое творчество и с немецкими литературными традициями. Он не видел и не хотел видеть никакой разницы между автором-швейцарцем и другими писателями, которые создают свои шедевры на немецком языке. Однако, перед самой кончиной в одном из интервью он все же признался, что «…всеми струнами своего сердца он ощущает, что является порождением иной истории, и что эта иная история является фактором, делающим различия между ним и его немецкими коллегами того же поколения фундаментальными».
Благодаря неутомимой фантазии, страстной любви к перу и терпеливым стараниям этого фантастически талантливого человека театральный мир немецкоязычных стран (и не только) увидел 15 поражающих воображение пьес, которые в разное время были поставлены на подмостках самых различных театров, а истинные ценители хорошей литературы смогли насладиться замечательными романами, коих насчитывается не менее трех десятков. Известный швейцарский писатель и сатирик Франц Холер однажды сказал: «Он был талантливым сочинителем, постоянно перекраивавшим реальность и использовавшим ее в качестве фона для своих историй, которые нередко превращались у него в нечто сюрреалистическое, отчего почва вдруг начинала медленно, но верно, выскальзывать у нас из-под ног».
Сложные, психологические произведения Урса Видмера переведены на многие языки мира. К примеру, роман «Любовник моей матери» был переведен на русский язык в 2004 году издательством «Текст», а позднее по роману был поставлен и спектакль на русском языке. Премьера пьесы «Хозяева жизни» («Top Dogs») состоялась в Берлине в 1997-м году, а после этого ей удалось снискать громкий международный успех. Удивительно, как писателю и драматургу так тонко и изящно удавалось преподнести самый, казалось бы, простейший сюжет, искусно превратив его в сатиру и пародию. «Своим веселым благоразумием Урс Видмер как никто иной влиял на интеллектуальную жизнь Швейцарии» — опубликовала интернет-версия швейцарской газеты «Neue Zürcher Zeitung» после кончины великого писателя. «С копной растрепанных волос, которая, увы, редела с каждым годом, но все-таки не теряла своей хаотичности, он был самой известной фигурой в Цюрихе», — отдала дань его памяти газета «Tages-Anzeiger».
Но огромное литературное наследие Урса Видмера остается жить и по сей день, чтобы продолжать нести будущим поколениям тот яркий луч света, который так согревал всех тех, кто имел счастье к нему прикоснуться при жизни писателя. И вот 23 сентября этого года спектакль по произведению Урса Видмера «Top dogs, или Новые игры взрослых» вновь будет показан на сцене Нового театра.
ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ