26-го апреля исполняется 190 лет со дня рождения одной из выдающихся русских актрис 19-го века Александры Ивановны Колосовой (1834-1867). К этой дате публикуем очерк об актрисе и воспоминания современников.
А.Н. Островский писал об игре Колосовой в «Ревизоре»: «Такого художественного, благоуханного исполнения я не видывал в жизнь свою». Марья Антоновна была одной из коронных ролей замечательной актрисы, в репертуаре которой значились героини Островского и Грибоедова, Шекспира и Мольера. Шиллера, Бомарше, Гюго
Незаурядное комедийное дарование сделало Колосову любимицей завсегдатаев Малого театра, критиков и драматургов. Но таланту не суждено было раскрыться до конца. Сценическая жизнь актрисы оказалась краткой: от дебюта в водевиле Ленского «Минеральные воды» (1849) до «Тартюфа» (1867), где она блеснула в роли Дорины Через пять дней после премьеры «Тартюфа» тридиатитрехлетняя Колосова скончалась.
Из воспоминаний современников
Александр Александрович Стахович
А. И. Колосова позвала меня на чтение «Праздничный сон до обеда». А. Н. Островский читал в первый раз эту комедию у нее. Сейчас после чтения были разобраны роли. Колосова выбрала Устеньку.,. Александра Ивановна художественно изобразила тип купеческой девушки, картавого друга влюбленной героини этой комедии. Как стояла Устенька в исполнении Колосовой за право замоскворецкой женщины, с какой энергией раздувала она до пожара зарождающийся огонек страсти в сердце своей невинной подруги, покровительствовала нежному воркованию (с пламенными поцелуями вперемежку) влюбленных голубков, пока неотесанный дядюшка своим неожиданным приездом грубо не разрушил поэтическое счастье влюбленных! Мастерица была покойная Колосова в небольших, иногда второстепенных ролях создавать типы, которые не забываются. Кроме этих ролей, она была прекрасной Марьей Антоновной в «Ревизоре» и Полиной в «Доходном месте».
Из кн.: Стахович А. А. Клочки воспоминаний. М., 1909.
Александр Николаевич Баженов
…Простота, милая непринужденность, глубина чувства и жизненная правда сделали эту роль самою рельефною. Г-жа Колосова вполне поняла и толково передала дерзкий, коварный характер Эболи («Дон Карлос» Шиллера.—ред.); она сумела смягчить его каким-то более человечным оттенком. Не один зритель за прекрасное исполнение этой трудной роли сказал артистке задушевное спасибо, а я, кроме того, пожалел еще, что г-жа Колосова не хочет взглянуть на талант свой посерьезнее и тратит его преимущественно на водевили. И это не единственная драматическая роль в ее репертуаре: недавно, например, она не менее прекрасно сыграла роль Наташи в комедии «Приемыш»…
Мы видели и эту дикую лошадку, или, по другому удачному выражению, шмеля — Катарину («Укрощение строптивой» Шекспира.— Ред.). Метаморфоза приручения ее получила большой интерес благодаря той последовательности, которой строго держалась г-жа Колосова. У нас на глазах сломился бешеный характер девушки, но сломился так просто и естественно, что только оставалось удивляться искусству исполнительницы. Особенно удалась ей та растерянность, которою выразился у нее труднейший и важнейший момент, когда она встречает такой сильный и, может быть, в жиз-йи первый для нее отпор со стороны Петруччио.
Из кн.: Баженов А. Н. Соч. и переводы. Т. 1. М., 1869.
Памятные книжные даты. М., 1984.
ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ