40 лет назад в Киеве, в одной из гостиниц этого красивого весеннего города, от сердечного приступа в возрасте 59 лет умер режиссер, педагог и основатель Нового театра Виктор Карлович Монюков.
Он ушел на творческом пике, 59 лет это крайне не много. Но такова жизнь. К сожалению, для многих вот такие имена, как Виктор Карлович Монюков — это просто строчки в описании на сайте театра, просто нечто из какого-то далекого уже прошлого. Ведь многих еще 40 лет назад и в плане то не было… А я просто хочу вам немного рассказать о том, почему надо помнить Монюкова. Почему надо уделять внимание его наследию.
Я специального ничего не искал. Просто я что-то читаю по театру, перебираю, листаю. Мне попалось интервью Виктора Карловича Монюкова и еще очень молодого Александра Абрамовича Курского газете «Вечерняя Одесса» февраля 1974-го года. И меня поразили своей современностью, актуальностью слова сказанные Монюковым в конце интервью. Почитайте их чуть ниже. И просто подумайте о том, что эти слова были сказаны 50 лет назад и они более чем актуальны сейчас. Зритель устал от режиссерских новаций, от поиска режиссеров, от формы. Зритель хочет видеть на сцене рядом с собой актера, его игру, его эмоции, чувства, переживания. Об этом и говорил Монюков много лет назад. Вообще, если почитать его дневники, мысли, то вы найдете много интересного. Многое выложено у нас на сайте.
А еще, знаете, очень жаль, что Новый театр, который когда-то создал Виктор Кардне помнит, не хочет помнить своего прошлого. Почему!? Спросите их сами.
А пока небольшой отрывок из интервью Виктора Карловича Монюкова 50-летней давности.
ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮБудущее театра я вижу в актере. За последние годы я не раз бывал на конгрессах Международного института театра, ставил спектакли в ФРГ, читал лекции в США, только недавно вернулся с Кубы, где провел 40 дней. Везде театр, пройдя путь формотворчества (а это тоже было очень важно), вновь, уже на новом витке, возвращается к актеру.
Режиссер есть и в кино, и в телевидении. Цвет, объем, стерео. звук. Единственно, что может противопоставить театр своим конкурентам — соучастие в живом, сиюминутном творчестве актера. Театр уйдет из огромных залов. Будет много маленьких театров, где актер окажется приближенным к зрителю. Живой человек будет следить за игрой живого человека. И это — важно. Актерская игра — это непреходящая ценность.