15-го января исполняется 115 лет со дня рождения Иосифа Михайловича Туманова (наст, фамилия Туманишвили), советского режиссера, театрального педагога (1909 — 1981). К этой дате публикуем статью о замечательном советском режиссера и педагоге.
Опера и оперетта, драма и массовые действа, фестивали и концерты — все было подвластно режиссерской воле, энергии и таланту народного артиста СССР И. М. Туманова.
Начинал Туманов как актер в студии под руководством Ю. А. Завадского. Затем увлекся режиссурой. В разные годы был главным режиссером Московского рабочего художественного театра, Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, Московского театра оперетты, Московского театра им. Пушкина, Кремлевского Дворца съездов и Большого театра СССР. Музыкальность, мастерство и опыт режиссера массовых празднеств — Тума-нов был главным режиссером VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве — сделали его неизменным постановщиком концертов национальных декад в столице, организатором церемоний Олимпиады-80.
Ростислав Плятт об Иосифе Туманове
Это было осенью 1926 года. Я поступал в студию под руководством Юрия Александровича Завадского. Она имела тогда очень длинное и непонятное название — райдрамкурсы Моспрофобра СОНО, то есть Сокольнического отдела народного образования. Студия только что получила помещение бывшего Паноптикума на Сретенке.
Я вошел в старый, запущенный дом и обнаружил такую картину: студийцы в прозодежде с большим энтузиазмом чистили помещение, выметали и выносили мусор, остатки прежней обстановки.
Среди них выделялась фигура атлета и красавца, который странным образом доминировал в общей суете, сразу привлекал внимание и своей яркой восточной внешностью и тем положением «дирижера» этой веселой суматохи, которое, казалось, он здесь занимал. Во всяком случае я, сторонний человек, именно его мгновенно выбрал в «главные» среди студийного люда.
Бэба Туманов — так мне его отрекомендовали. Полно — Иосиф Михайлович.
Так состоялось наше знакомство.
Я не ошибся в его положении, точнее, в завораживающем свойстве его натуры. Туманов действительно очень скоро выделился среди нас в лидеры, в вожаки, в главного организатора внутренней студийной жизни, в первого помощника Завадского, которому Юрий Александрович не только доверял организационные дела, но и рано определил в нем режиссерские наклонности.
Широкий и радушный, всегда подкупающе обаятельный, Туманов был душой общества, умел брать на себя ответственность в решении серьезных вопросов и нести ее, за что пользовался доверием и уважением среди своих сокурсников и далее товарищей по молодому театру.
Почему-то среди прочих ролей Туманова в театре-студии Завадского мне более других запомнилась одна — в пьесе И. Штока «Нырятин» («Слоны идут») он играл… человека-оркестр, то есть человека, который играет на всех инструментах. Наверное, потому запомнилась, что такая способность персонажа как нельзя более соответствовала разнохарактерности жизненных и общественных интересов самого исполнителя. Он был человеком всепоглощающего энтузиазма и безостановочных поисков приложения своих сил и энергии.
И весь его творческий путь — свидетельство тому, как богато одарила природа эту неуемную натуру.
…Советская оперетта во многом обязана Туманову. Он и здесь приложил немало энергии, чтобы прежняя «вампука» покинула подмостки нашего театра, чтобы «легкий жанр» обрел новое лицо, впитал новое жизненное содержание, а старые, классические оперетты очистились от паутины фальшивых традиций.

Это теперь «Вольный ветер» И. Дунаевского, «Девичий переполох» Ю. Милютина практически не сходят с афиш наших музыкальных театров. Но ведь труд их первого открытия зрителю тоже принадлежит Туманову. «Трембита» и «Беспокойное счастье» Ю. Милютина, «Самое заветное» В. Соловьева-Седого — все эти и многие другие любимые ныне оперетты впервые обрели жизнь на сцене Московского театра оперетты, который возглавил после окончания Великой Отечественной войны Иосиф Михайлович. Театра, который он около десятилетия с большим терпением и огромным энтузиазмом выводил на новые творческие рельсы.
Есть в биографии Туманова такое, что позволяет мне назвать его личностью едва ли не уникальной, может быть, даже фантастической. Главный режиссер VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве. Ну кто бы взялся за подобное неслыханное дело? Туманов! ! ! И именно здесь перед всеми раскрылся его невероятный дар организатора, его удивительные качества художника-монументалиста. Потому что тогда, в 1957 году, вся Москва превратилась в грандиозный театр, все улицы столицы обрели единое дыхание, были насыщены единым праздничным настроением, весь город стал участником торжественных и радостных фестивальных представлений и шествий.
Иосиф Михайлович Туманов — бессменный главный режиссер советских делегаций на всемирных фестивалях, советских декад искусств за рубежом. То есть всех тех мероприятий, которые требуют от организатора размаха фантазии, смелости и мужества.
Именно Туманов первым осваивал сцену Кремлевского Дворца съездов — стал постановщиком небывалых по организационной сложности праздничных и юбилейных концертов. Это теперь они стали привычны в нашей жизни, как и сам Дворец, хотя открылся он, можно сказать, совсем недавно.
Из ст.: Плятт Р. Иосиф Туманов.— Театр, 1979, № 5.
Лит.: Туманов И. М. Режиссура массового праздника и театрализованного концерта. М., 1976;
Режиссер на эстраде.— Сов. эстрада и цирк, 1979, № 2.
Театральный календарь на 1984 год. М., 1983.
Данный материал является некоммерческим и создан в информационных, научно-популярных и учебных целяхПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ