25-го января исполняется 150 лет со дня рождения английского писателя и драматурга Сомерсета Моэма (1874-1965). Творчеству и драматургии Сомерсета Моэма посвящена настоящая статья.
Собрание сочинений Моэма насчитывает двадцать томов: сюда вошли романы, рассказы, пьесы, мемуары, эссе, созданные писателем на протяжении шестидесятилетней литературной деятельности. На русский язык переведены рассказы Моэма, романы «Бремя страстей человеческих», «Луна и грош», литературные воспоминания, пьесы «Земля обетованная» и «Леди Фредерик».
Моэм написал около тридцати пьес: первую в 1898 году, последнюю в 1933 году. Здесь немало бессодержательных фарсов, развлекательных, «коммерческих» комедий, давших справедливый повод назвать Моэма «английским Сарду», мастером «хорошо сделанной пьесы», не больше. Благодаря этим комедиям Моэм стал к 1910 году самым популярным драматургом в Лондоне.
Но в лучших своих пьесах — комедиях нравов и социальных драмах «Земля обетованная», «Невидимый», «Круг», «Верная жена», «За особые заслуги», «Шеппи» драматург поднимался до обличения пороков и болезней буржуазного общества.
…Драматургическое наследие Моэма неравноценно. Многие коммерческие пьесы писателя справедливо забыты. Но лучшие его сценические произведения не утратили художественной и познавательной ценности и прочно вошли в репертуар английского театра. В этих пьесах много жестокой правды о буржуазном обществе. Моэма часто упрекали в цинизме и аморализме. Он решительно отвергал подобные обвинения, утверждая, что писал о людях правду, хотя и не брался судить их. Писатель, по его словам, «ничего не стремится доказывать. Он рисует картину и ставит ее перед вами. Вы вольны принять ее или не принять». Но, конечно, Моэм, как и всякий художник, не был бесстрастен. Горькая и злая ирония преобладает в его творчестве. Сын буржуазного общества, он презирал свою среду, хотя и не пытался вырваться за ее пределы. Оставаясь, как ему казалось, только свидетелем подлости буржуазного мира, Моэм в лучших своих произведениях оказался его судьей. Правда, он не вынес приговора и предоставил это сделать читателям и зрителям. Однако собранные им доказательства вины отдельных лиц и буржуазного общества в целом столь убедительны, что нет сомнения в том, каков этот приговор…
Из кн.: А. Гозенпуд. Пути и перепутья. Л., 1967.
О пьесе Сомерсета Моэма «Шеппи»
…Главным действующим лицом драмы является лондонский парикмахер, который долгое время не знал о страданиях обездоленных, но волею судьбы столкнулся с ними. Свой крупный лотерейный выигрыш он желает раздать беднякам. Окружающие встречают его намерение «в штыки» и объявляют его психически ненормальным — таков незамысловатый сюжет драмы. Моэм конкретно определяет место, время действия и социальную принадлежность своих героев. События развертываются после экономического кризиса 1929— 1933 годов в Лондоне. В центре внимания автора — низшие, средние и высшие слои общества…
По замыслу Моэма образ Шеппи .. должен воплотить безнадежность каких бы то ни было попыток при помощи веры и связанной с ней филантропии облегчить судьбу голодного люда.
Образы противников намерения Шеппи — его дочери Флорри, ее жениха Эрни, доктора Джервиса — должны воплотить другую — фарисейскую сторону христианского вероучения…
В своем последнем драматическом произведении Моэм, отказавшись от компромисса с буржуазным зрителем, сказал горькую правду.
И хотя сам автор отрицал проблемный характер своей пьесы, он поставил в ней одну из острейших проблем времени: вопрос о положении маленького честного человека в обществе, где изо дня в день систематически поощряется бездушие, о порочности всего этого общества, основанного на разительных социальных контрастах…
Конфликт пьесы, средства обрисовки характера, сама структура драмы — все средства выразительности, используемые автором, подчинены одной цели: воплотить гуманизм и достоинство честного незаметного труженика и разоблачить жестокость и духовную нищету общества, погубившего его. Моэму удалось дать убедительное раскрытие психологии Шеп-пи, показать крах бескорыстных побуждений как закономерный результат античеловеческих порядков Англии. Автор открыто выступает в защиту обездоленных, сбросив с себя маску бесстрастного наблюдателя. Не случайно Шон О’Кейси назвал «Шеппи» одной из лучших пьес в репертуаре английского театра.
Несомненна заслуга Моэма-драматурга в том, что в сложной атмосфере общественно-политической и литературной борьбы 30-х годов он сумел остаться на позициях критического реализма.
Из ст.: В. М. Паверман. Некоторые особенности характеров и конфликта в драме В. Сомерсета Моэма «Шеппи». — В кн.: Некоторые вопросы истории и теории зарубежной литературы. Ученые записки Свердловского гос. пед. ин-та. Сб. 149. Свердловск, 1971.
Лит.: С. Моэм. Земля обетованная. М , 1958
Театральный календарь на 1974 год. М., 1973.
ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ