200 лет со дня смерти французского художника Теодора Жерико

26-го января исполняется 200 лет со дня смерти французского художника, мастера романтической живописи Теодору Жерико (1791-1824). К этой дате публикуем статью о творчестве французского художника. 

Теодор Жерико — автопортрет

Теодор Жерико был первым крупным мастером французской романтической живописи. Его творчество протекало в бурную и противоречивую эпоху падения наполеоновской империи, реставрации монархии Бурбонов и демократического подъема 1820— 1823 годов.

Художник родился в Руане в зажиточной семье. С детских лет жил в Париже, куда переехали его родители. По окончании императорского лицея он начал посещать мастерскую пленериста и баталиста Шарля Верне, а в 1810 году перешел в мастерскую прославленного в ту пору «исторического живописца» Пьера Герена, где получил серьезную академическую выучку. Однако наибольшее воздействие на развитие Жерико оказано творчество Жана Антуана Гро.

Раненый кирасир

Увлеченный победами французского оружия, Жерико, опираясь на опыт Гро, в 1812 году создает большое полотно «Портрет лейтенанта Дьедонне», или «Офицер конных егерей». В период первой реставрации Бурбонов молодой художник пишет картину «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (1814). Эта картина явилась противопоставлением и вместе с тем парной работой к «Офицеру». Однако если в «Офицере» Жерико с романтическим пафосом рисовал полного отваги, неустрашимого воина армии Наполеона, то в «Раненом кирасире» он впервые во французской живописи создал образ, олицетворяющий трагический исход наполеоновской эпопеи. До конца империи Жерико писал картины на гемы из военной жизни, которая была овеяна для него в те времена романтическим ореолом боевых подвигов.

В 1816 году Жерико едет в Италию. Здесь он делает многочисленные графические композиции, стремится по-новому осмыслить наследие классики. Об этом, в частности, свидетельствует эскиз композиции «Бег свободных лошадей» (1816—1817), задуманный Жерико как героический образ. После возвращения в Париж Жерико сблизился с кругом оппозиционной. демократически на строенной молодежи, враждебной монархии Бурбонов. Отойдя от обветшалых идеалов классицизма, художник решительно обратился к современности. В Салоне 1819 гола он выставил колоссальное полотно «Плот «Медузы», названное в каталоге по цензурным соображением «Сценой кораблекрушения».

Это интересно:   120 лет советскому художнику, участнику "Кукрыниксов" Михаилу Куприянову
Офицер конных егерей императорской гвардии, идущей в атаку

Сюжетом для полотна послужило действительное событие. Незадолго до этого в Атлантическом океане затонул фрегат «Медуза». Оказалось, что он не был подготовлен к плаванию, команда не умела выполнять свои обязанности. более того, на фрегате не было спасательных средств. Потерпевшим крушение удалось соорудить плот, на который выбралось 149 человек. После двух недель странствий по океану в живых осталось всего лишь пятнадцать. Их подобрал проходивший мимо корабль.

Чтобы соблюсти точность в изображении всех деталей, художник изучал литературные документы о гибели фрегата, знакомился с пережившими трагическое плавание людьми. Тот самый плотник, что сколачивал плот, на котором удалось спастись группе пассажиров «Медузы», сделал для Жерико модель подлинного плота. Художник специально поехал в Гавр и писал там этюды моря. Изучая деформации, которые производят в человеке голод, болезни и смерть, Жерико делал этюды с трупов и писал портреты больных. Для персонажей картины художнику позировали не профессиональные натурщики, а подлинные участники событии и его друзья, в числе которых был и молодой Делакруа.

Плот Медузы

Картина «Плот «Медузы» изображала тот момент, когда оставшиеся в живых люди, измученные двухнедельным странствием по морю, борьбой со стихией и голодом, вдруг увидели на горизонте корабль.

Художник стремился правдиво передать чувства и переживания потерпевших кораблекрушение. Полотно его отличалось смелым и глубоко продуманным динамичным композиционным построением, контрастами света и тени и воспринималось очень цельно. В «Плоте «Медузы» был создан исключительный по силе обобщения образ, драматически насыщенный, прославляющий человеческую солидарность. волю к жизни и мужество.

В 1820—1821 годах Жерико работал в Англии. Пребывание в этой стране во многом творчески обогатило художника. На бытовом английском материале он создал литографии «Большой английской сюиты». В них зазвучали ноты, обличающие мрачные стороны социальной жизни буржуазного общества. 11.x суровый и беспощадный реализм предвосхищал образы Домье и Курбе. Так, например, на одной из литографий Жерико изобразил нищего, умирающего от голода на пороге наполненной товарами лавки булочника.

Это интересно:   190 лет со дня рождения русского художника Григория Мясоедова
Скачки в Эпсоме

Вернувшись в Париж, Жерико написал картину «Скачки в Эпсоме» (1821). Картина, написанная в небывалой для французской живописи того времени манере, приобрела большую известность. Для изображения лошадей опа сделалась своего рода классическим каноном.

В 1822—1823 годах Жерико создал картину «Печь для обжига извести», которая явилась одним из основополагающих произведений в развитии реалистической трактовки пейзажа XIX века. Большой интерес представляют также несколько исключительных по силе и жизненности портретов душевнобольных клиники Сальпетриер (1819-1820), написанных Жерико.

Печь для обжига извести

Жерико был признанным вождем романтической художественной молодежи Франции. Его увлекал ряд больших творческих замыслов. Он мечтал о монументально-исторических картинах, проникнутых высоким гуманизмом, духом борьбы за свободу нрав человека. Однако этим мечтам не суждено было осуществиться. Он умер в пору расцвета своего таланта.

Литература. В. Н. Прокофьев. ТеоДор Жерико. 1791-1824. М.. «Искусство» 1963.

Художественный календарь. Сто памятных дат. М., 1973. 

ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ