175 лет со дня рождения французского художника Эжена Карьера

16-го января исполнилось 175 лет со дня рождения французского художника Эжена Карьера (1849-1906). К этой дате публикуем статью о творчестве французского художника. 

Эжен Карьер — автопортрет

«Сила чувства делает его равным самым великим поэтам» — сказал об Эжене Карьере художник и критик Морис Дени. Действительно, поэтичность — первое определение, которое приходит в голову при знакомстве с живописью и графикой Карьера. Тихой и грустной поэзией проникнуты его женские и детские об разы; в его портретах писателей и художников раскрывается поэтическая сущность творческой личности, ее глубокая погруженность в свои внутренний мир.

Карьер принадлежит к тем художникам конца XIX века, в чьем творчестве выразилось ощущение неудовлетворенности существующими социальными условиями — ощущение, однако, не переходящее в активный протест. Тихая меланхоличность его творчества, мечтательность, обращение к глубоко личным, интимным гемам как бы восполняли остро ощущаемый им недостаток доброты и поэзии в современном мире. Это не бегство от жизни, а открытие в ней новых пластов, новых ценностей, способных противостоять жестокости капиталистической действительности.

В этом отношении Карьер был не одинок — подобные идеи определяли. например, творчество импрессионистов. Но особенность Карьера заключается в том, что круг его тем ограничен интимнолирическими переживаниями, тонкими оттенками одного определяющего чувства светлой печали.

Приам у ног Ахиллеса

У Карьера нет ни пейзажей, ни жанровых композиций — он писал только своих родных или людей, близких ему по духу. Чтобы создать художественный образ, ему надо было знать свою модель в совершенстве, проникнуться ее внутренним миром, слиться с нею. «Я вижу других людей в себе и нахожу себя в них; то, что волнует меня, дорого и им»,— сказал он однажды.

Жизненный путь Карьера не богат внешними событиями. Младший ребенок в бедной и большой семье, жившей в Страсбурге, он рано узнал тяжкую нужду и труд. Заметив его склонность к рисованию, родители отдали его в ученики в мастерскую литографа. Днем он печатал этикетки. визитные карточки и т. и., вечером занимался на курсах рисования. В один прекрасный день он бросил все и уехал в Париж, решив стать художником.

В Париже Карьер поступает в мастерскую Кабанеля — художника академического направления, которую заканчивает в числе лучших. Франко-прусская война, разгром, плен, оккупация его родного города Страсбурга резко меняют течение его жизни. Карьер начинает сначала: опять поступает в литографскую мастерскую (на этот раз к знаменитому плакатисту Шере), а в свободное время занимается живописью. Известность и относительный достаток приходят к нему после многих лет упорной, полной тихого героизма борьбы с нуждой. Но ни разу он не изменил своему принципу — касаться в искусстве лишь самого близкого, дорогого, того, что сроднилось с его собственной душой.

Может быть, поэтому так трогают и волнуют созданные им портреты некоторых его знаменитых современников — Додэ, Родена, Верлена. На портретах Карьера лица как бы выступают из тумана — художник избегает четких контуров, резких теней, объем передан лишь градацией серебристых тонов.

Портрет Верлена

Эта мягкость передачи объема напоминает поздние работы Родена с их трепетной поверхностью и игрой светотени. Вообще у Карьера гораздо больше точек соприкосновения не с современной ему живописью, а со скульптурой и даже с поэзией. Его живопись построена не на цветовых контрастах, а на едва заметных оттенках тона.

Одни оттенки нас пленяют,

Не краски: цвет их слишком строг!

Ах, лишь оттенки сочетают

Мечту с мечтой…

Эти слова из программного стихотворения Верлена «Искусство поэзии» воспринимаются как программа и для искусства Карьера. Может быть, поэтому портрет Верлена оказался одним из лучших созданий художника. Карьер писал Верлена в 1890 году, a в 1896, после смерти поэт, повторил портрет в литографии. На этом полотне, как сгусток света, выступает мощная голова — со лбом мыслители, с крупными чертами простолюдина, с полузакрытыми от смертельной усталости глазами. Можно представить себе, что А. М. Горький смотрел на этот портрет, когда писал о Верлене: «В его всегда меланхолических и звучащих глубокой тоской стихах был ясно слышен вопль отчаяния, боль чуткой и нежной души, которая жаждет света, жаждет чистоты, ищет бога и не находит, хочет любить людей и не может…»

Художественный календарь. Сто памятных дат. М., 1973. 

ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ



КОММЕНТАРИИ

Посмотрите ещё:

275 лет со дня рождения русского художника Михаила Матвеевича Иванова
290 лет со дня рождения французского композитора Франсуа-Жозефа Госсека
К 190 летию русского художника Михаила Клодта
115 лет со дня рождения французского режиссера Андре Барсака
190 лет русскому художнику Михаилу Клодту
К 115-летию советского грузинского художника Симона Вирсаладзе
340 лет со дня смерти голландского художника Виллема ван Альста
215 лет французскому художнику-карикатуристу Оноре Домье
Мирей Матье. Музыка на все времена
120 лет со дня рождения латышского художника Артура Апиниса
225 лет со дня рождения французской актрисы Мари Дорваль
215 лет со дня рождения немецкого художника Карла Фридриха Лессинга
110 лет со дня рождения белорусского живописца Виталия Цвирко
415 лет голландскому художнику Якобу Баккеру
140 лет со дня рождения советского художника Исаака Бродского
165 лет со дня рождения немецкого художника Генриха Цилле
65 лет со дня смерти советского художника Константина Юона
100 лет французской актрисе Сюзанн Флон
65 лет со дня смерти мексиканского художника Диего Риверы
К 140 летию советского художника Георгия Якулова
140 лет со дня рождения польского художника-графика Владислава Скочиляса
140 лет со дня рождения советского и русского художника Павла Филонова
125 лет эстонскому художнику-графику Эдуарду Вийральту
170 лет швейцарскому художнику Фердинанду Ходлеру