16-го января исполнилось 175 лет со дня рождения французского художника Эжена Карьера (1849-1906). К этой дате публикуем статью о творчестве французского художника.
«Сила чувства делает его равным самым великим поэтам» — сказал об Эжене Карьере художник и критик Морис Дени. Действительно, поэтичность — первое определение, которое приходит в голову при знакомстве с живописью и графикой Карьера. Тихой и грустной поэзией проникнуты его женские и детские об разы; в его портретах писателей и художников раскрывается поэтическая сущность творческой личности, ее глубокая погруженность в свои внутренний мир.
Карьер принадлежит к тем художникам конца XIX века, в чьем творчестве выразилось ощущение неудовлетворенности существующими социальными условиями — ощущение, однако, не переходящее в активный протест. Тихая меланхоличность его творчества, мечтательность, обращение к глубоко личным, интимным гемам как бы восполняли остро ощущаемый им недостаток доброты и поэзии в современном мире. Это не бегство от жизни, а открытие в ней новых пластов, новых ценностей, способных противостоять жестокости капиталистической действительности.
В этом отношении Карьер был не одинок — подобные идеи определяли. например, творчество импрессионистов. Но особенность Карьера заключается в том, что круг его тем ограничен интимнолирическими переживаниями, тонкими оттенками одного определяющего чувства светлой печали.
У Карьера нет ни пейзажей, ни жанровых композиций — он писал только своих родных или людей, близких ему по духу. Чтобы создать художественный образ, ему надо было знать свою модель в совершенстве, проникнуться ее внутренним миром, слиться с нею. «Я вижу других людей в себе и нахожу себя в них; то, что волнует меня, дорого и им»,— сказал он однажды.
Жизненный путь Карьера не богат внешними событиями. Младший ребенок в бедной и большой семье, жившей в Страсбурге, он рано узнал тяжкую нужду и труд. Заметив его склонность к рисованию, родители отдали его в ученики в мастерскую литографа. Днем он печатал этикетки. визитные карточки и т. и., вечером занимался на курсах рисования. В один прекрасный день он бросил все и уехал в Париж, решив стать художником.
В Париже Карьер поступает в мастерскую Кабанеля — художника академического направления, которую заканчивает в числе лучших. Франко-прусская война, разгром, плен, оккупация его родного города Страсбурга резко меняют течение его жизни. Карьер начинает сначала: опять поступает в литографскую мастерскую (на этот раз к знаменитому плакатисту Шере), а в свободное время занимается живописью. Известность и относительный достаток приходят к нему после многих лет упорной, полной тихого героизма борьбы с нуждой. Но ни разу он не изменил своему принципу — касаться в искусстве лишь самого близкого, дорогого, того, что сроднилось с его собственной душой.
Может быть, поэтому так трогают и волнуют созданные им портреты некоторых его знаменитых современников — Додэ, Родена, Верлена. На портретах Карьера лица как бы выступают из тумана — художник избегает четких контуров, резких теней, объем передан лишь градацией серебристых тонов.
Эта мягкость передачи объема напоминает поздние работы Родена с их трепетной поверхностью и игрой светотени. Вообще у Карьера гораздо больше точек соприкосновения не с современной ему живописью, а со скульптурой и даже с поэзией. Его живопись построена не на цветовых контрастах, а на едва заметных оттенках тона.
Одни оттенки нас пленяют,
Не краски: цвет их слишком строг!
Ах, лишь оттенки сочетают
Мечту с мечтой…
Эти слова из программного стихотворения Верлена «Искусство поэзии» воспринимаются как программа и для искусства Карьера. Может быть, поэтому портрет Верлена оказался одним из лучших созданий художника. Карьер писал Верлена в 1890 году, a в 1896, после смерти поэт, повторил портрет в литографии. На этом полотне, как сгусток света, выступает мощная голова — со лбом мыслители, с крупными чертами простолюдина, с полузакрытыми от смертельной усталости глазами. Можно представить себе, что А. М. Горький смотрел на этот портрет, когда писал о Верлене: «В его всегда меланхолических и звучащих глубокой тоской стихах был ясно слышен вопль отчаяния, боль чуткой и нежной души, которая жаждет света, жаждет чистоты, ищет бога и не находит, хочет любить людей и не может…»
Художественный календарь. Сто памятных дат. М., 1973.
ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ