22-го марта исполняется 425 лет со дня рождения фламандского живописца, рисовальщика, мастера придворного портрета Антониса Ван Дейка (1599-1641). К этой дате публикуем статью о творчестве художника.
К первой половине XVII века относится расцвет замечательной фламандской живописной школы, одним из крупнейших представителей которой был Антонис Ван Дейк.
Ван Дейк родился в Антверпене в семье богатого коммерсанта. Десятилетним мальчиком он был отдан в ученики к широко известному в то время, но малозначительному художнику Хендрику ван Валену. Богато одаренный от природы. Ван Дейк очень рано стал вполне сложившимся живописцем («Апостол Петр», ок. 1615—1617 гг). В 1618 году он начал сотрудничать с великим Рубенсом и вскоре был избран вольным мастером гильдии св. Луки — антверпенской корпорации живописцев.
Работая в мастерской Рубенса, Ван Дейк блистательно овладел его манерой и сделался его главным помощником в исполнении различных заказов. Однако, несмотря на такое подчинение Рубенсу, Ван Дейк сохранил и свое индивидуальное восприятие, и свой почерк, наиболее заметный в портретных произведения/. В ранних портретах кисти Ван Дейка, изображающих богатых антверпенских горожан, их жен и детей, товарищей художника, при большей строгости, простоте композиции ощущается более порывистый, чем у Рубенса, темперамент («Семейный портрет», между 1618 и 1620 гг.; портрет Корнелиса ван дер Гееста).
В 1620 году Ван Дейк уехал в Англию. Здесь, обосновавшись на некоторое время в Лондоне, он поступает на службу при королевском дворе. Вскоре, однако, художник покидает Англию и через Антверпен направляется в Италию. Углубившись в изучение Тициана и других великих мастеров эпохи Возрождения, Ван Дейк посещает разные итальянские юрода, несколько лет живет в Генуе, которая в ту пору была аристократической республикой, тесно связанной с Фландрией торговыми отношениями. Ван Дейк получает множество заказов от местной знати. Именно в Генус окончательно определяется дарование Ван Дейка как портретиста. Он создает ряд торжественных парадных портретов в духе барокко, отмеченных особой элегантностью, блестящей декоративностью, влиянием горячего колорита венецианцев (портрет кардинала Г. Бентивольо, ок. 1623—1630 гг.; портрет Джеронимы Спинола-Дориа, ок. 1622— 1627 гг. и др.).
В 1627 году прославленным мастером Ван Дейк возвратился в Антверпен и вскоре стал придворным художником наместницы Фландрии инфанты Изабеллы.
Наряду с парадными портретами сановников и вельмож, богатых фламандских купцов, прелатов, красавиц он создает портреты юристов, врачей, художников. Именно в этих работах Ван Дейка наиболее ярко проявляется стремление к строгому, но изощренному в своих живописных средствах портретному искусству, к остроте психологических характеристик. К числу наиболее значительных его произведений той поры следует отнести портреты художника Снейдерса, врача Лазаруса Махаркеизуса (1622— 1630), филолога и издателя Яна ван ден Ваувера, Марии Луизы де Тассис. Одновременно Ван Дейк работает и над своими лучшими композициями на мифологические и религиозные темы («Оплакивание Христа», ок. 1627— 1630 гг„ «Отдых на пути в Египет», ок. 1632—1636 гг.), а также издает свою знаменитую «Иконографию» (1627) — сборник гравированных по его картинам и рисункам портретов известных в то время государственных деятелей, полководцев, художников, меценатов.
В 1632 году Ван Дейк, приняв приглашение поступить на службу к английскому королю Карлу I, переезжает в Лондон. Созданный им в Генуе тип официального парадного портрета получает дальнейшее развитие и завершение. Подчеркивая благородство и элегантность модели, художник в некоторых своих работах нс останавливается и перед тонкой лестью заказчику. Подобно Рубенсу, он создает большую мастерскую и начинает прибегать к помощи учеников. Со временем у Ван Дейка вырабатывается некий стандарт аристократического портрета. Однако в ряде случаев художник создает произведения очень высокой эстетической ценности (портрет Карла 1, 1635; портрет Томаса Челонера, ок. 1632—1640 гг.; портрет Джеймса Стюарта, герцога Ричмондского, ок. 1632 1640 гг. и др ).
В 1639 году, окруженный богатством и почестями, художник вступает в брак с представительницей очень древней, но обедневшей дворянской фамилии Марией Ретвен и укрепляет свои связи с английской аристократией.
Между тем, в Англии росло революционное движение. Экономический кризис привел к сокращению придворных заказов, и Ван Дейк решил покинуть Лондон, чтобы попытать счастье на континенте. Он рассчитывал получить большие заказы в Брюсселе на службе у Филиппа IV Испанского в качестве преемника только что скончавшегося Рубенса, а затем в Париже. Не добившись этого, видимо, в силу своих чрезмерных финансовых притязаний, художник тяжело больным вернулся в Лондон для ликвидации своих дел и здесь умер.
Как создатель идеализированного портрета, Ван Дейк в течение трех столетий был образном для многих европейских художников, работавших в этой области живописи.
Литература: Антонис Ван Дейк (Альбом репродукции. Сост. и авт. вступ. ст. Н. ф Смольская). М.-Л.. Изогиз. 1963.
Художественный календарь. Сто памятных дат. М., 1973.
ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ