90 лет со дня рождения советской артистке балета Нине Ивановне Меновщиковой

8 августа* — 90 лет co дня рождения Нины Ивановны Меновщиковой (1934-2022), солистки балета.

«Солнечным зайчиком» назвал критик Машу Меновщиковой после ее дебюта в «Щелкунчике» на сцене Свердловского академического театра оперы и балета (1956).

Училась Меновщикова в Перми, затем, проработав три сезона в Пермском театре оперы и балета, вернулась в родной Свердловск.

Меновщикова на протяжении двух десятилетий была в Свердловском театре оперы и балета прима-балериной, танцевала Аврору, Одетту — Одиллию, Жизель, Никию («Баядерка»), Эгину («Спартак»), создала хореографические образы современниц в балетах «Сердце Марики», «Янко-музыкант», «Первая любовь».

Выступала на сцене Большого театра СССР, много гастролировала по стране и за рубежом. Последние годы народная артистка СССР Н. И. Меновщикова— педагог-репетитор в Свердловском театре.

Во всех виденных мною спектаклях Эгину изображали удивительно однотипно. Наложница Красса, красавица куртизанка, она посылалась Крассом в лагерь Спартака «на особое задание». Она достигала цели, поссорив и «морально разложив» гладиаторов, что и знаменовало начало поражения. Она добросовестно трудилась — заманивала друга Спартака Гармодия, обольщала его на пиру у Красса, затем предавала и в конце презрительно перешагивала через его труп.

 

…В спектакле Е. Чанги (балет «Спартак». — Ред.) Эгина — образ сложный и интересный. Она искренне полюбила Спартака, и эта новая черта образа сразу снимает фальшь и искусственность ситуации, особенно в превосходном исполнении Н. Меновщиковой.

Ее Эгина вначале скорее лукава, чем коварна.

Она просто избалована и капризна. Прискакав в лагерь Спартака, она преследует одну лишь цель — понравиться ему, добиться его любви. И Спартак — так, как его задумал Е. Чанга и исполняет Н. Ильченко,— не «топчет ее ногами» и не отталкивает сразу же в благородном негодовании. Ему даже нравится ее веселость и смелость, он снисходителен к ее игре. Но ему просто не до Эгины, он не воспринимает ее всерьез и искренне удивлен, когда она бросается к нему в страстном порыве. Мягко, как-то очень по-рыцарски, но решительно он отстраняет ее. Это первое «нет» обижает Эгину и злит.

Но она не сдается и действует чисто по-женски, кокетничая с Гармодием и стремясь вызвать ревность Спартака.

Это интересно:   90 лет советскому танцовщику Николаю Фадеечеву

По мере того как она убеждается в тщетности своих усилий, растет ее энергия, желание ранить Спартака как можно больнее.

В сцене, когда Эгина видит Спартака с Фригией и наконец понимает все свое бессилие, Н. Меновщикова достигает поистине трагического накала страстей…

Исполнительский стиль ее отличает уверенность и точность. Яркая индивидуальность балерины, умение «охватить» образ целиком, выявить в совершенной классической форме и его игровую, актерскую сущность, построить партию как единый, целеустремленный поток действий дают возможность поставить ее в ряд лучших наших балерин.

Нина Меновщикова — Одетта (Лебединое озеро)

Эгина, Барышня, Франческа («Спартак», «Барышня и хулиган», «Франческа да Римини».— Ред.) — все эти значительные работы свидетельствуют о ее первоклассной технике, об умении создать интересный образ. Но, конечно, поистине блистательным исполнением, ставшим событием гастролей, была партия в «Лебедином озере».

В балете нет разделения «по голосам», как в оперном, вокальном искусстве, но «оттенки» даже в одном амплуа, несомненно, есть.

Одетта и Одиллия — два полюса, два разных характера, выраженные средствами классического танца.

Н. Меновщиковой удалось добиться художественного равновесия образов, высокого мастерства и в том и в другом случае. Ей удается передать «светлую печаль» и трепет раненой души Одетты, ее отчаяние.

И все же блистательный, эффектный образ обольстительной и коварной Одиллии ей ближе. В сцене бала Меновщикова — Одиллия упивается своей игрой в обольщение. Она самоуверенна и прекрасна. Она ни на минуту не сомневается в своей победе и лишь слегка, чуть-чуть имитирует лебединые движения Одетты, словно дразня принца. И этот блестящий вихрь ослепляет его. Пусть это ослепление длится мгновение и при виде трепещущей Одетты принц прозревает и бросается к ней, Одиллия — Меновщикова торжествует победу. В ее беззвучном смехе (это блестящая краска) столько коварства, иронии, наслаждения победой!

Это интересно:   Ольга Аросева "Возможно, Брежневу нравился наш "Кабачок",но при нем его и закрыли" - интервью 1993-го года

«Лебединое озеро» нужно было поставить в Свердловске хотя бы потому, что в труппе есть Н. Меновщикова. И она действительная и единственная героиня этого спектакля.

Из ст.: Дашичева А. Из одного города.— Театр, 1966, № 12.

 

* В Википедии датой рождения Нины Ивановны Меновщиковой указана дана — 8 июня 1934 года. В советских справочниках ее дата рождения указана, как 8-е августа 1934 года. 

 

Лит: Меновщикова Н. Мир чудес.— Театральная жизнь, 1976, №9; Маковкин Л. Балерина.— Театральная жизнь, 1974, № 18.

Театральный календарь на 1984 год. Л., 1983. 

ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ