Театральный сезон в Новосибирске венчает яркая постановка легендарной оперы Джузеппе Верди «Риголетто». Историю любви и ненависти, мести и раскаяния, написанную в конце 19-го века, за полтора столетия показали на всех мировых сценах.
Истинным украшением спектакля на сцене НОВАТА (Новосибирского театра оперы и балета) стали костюмы персонажей, которые разработал художник по костюмам Государственного академического центрального театра кукол имени С. В. Образцова, дизайнер Сергей Пугачёв. Опираясь на свое видение эпохи и на видение общей картины режиссером Вячеславом Стародубцевым, Сергей остановился на варианте неоклассической стилизации Ренессанса: с одной стороны – это дань уважения к эпохе, с другой – актуальные, созвучные современной эстетике визуальные образы, в том числе стилизованные элементы дворцовых кованых решеток – эту идею Сергею навеяли экстерьеры самого новосибирского театра при первом знакомстве с ним. Поэтому в костюмах героев оперы Верди зритель увидит стилизованные элементы дворцовых кованых решеток.
Как отмечает создатель костюмов haute- couture, в основе одеяний героев Верди лежит контраст их характеров. Это стало отправной точкой и лейтмотивом линий в костюмах моего нового прочтения, под девизом неоклассической геометрии, стиля и роскоши образов эпохи Возрождения: симбиоз архитектурного кроя, переплетения линий, остроты асимметрии и игры контрастов, сочная цветовой гамма, богатая ручная расшивка.
Сергей Пугачёв:
«Рассказать известнейшую историю с колоссальным бэкграундом постановок новым визуальным языком, заинтересовать публику и сохранить уважение к классике – эта постановка стала для меня интересным профессиональным вызовом. События пьесы «Король забавляется» Гюго, который лёг в основу либретто, происходят в начале шестнадцатого века. Было очевидным, что костюмы должны отражать эпоху позднего ренессанса. Но буквальное копирование той эпохи художники проделывали уже много раз. Во избежание этого, я остановился на варианте стилизации и приступил к отрисовке эскизов костюмов в неоклассическом стиле. В помощь мне были текст либретто, богатая психологическими оттенками музыка Верди и мой многолетний опыт художника-модельера. Действия оперы строится на резких драматических контрастах. И Верди в своей музыке воплощает эти контрастные характеры персонажей замечательно и очень выпукло. Эту музыкальную драматургию хотелось отразить и в костюмах. Каждый наряд стилистически связан с яркими психологическими чертами героев, у каждого из них своя история, характер, своя тайна жизни. Современное трактование выразилось в использовании линий высокой моды», – рассказывает художник по костюмам, модельер Сергей Пугачёв.
Описание костюмов персонажей:
ГЕРЦОГ МАНТУАНСКИЙ – Перед зрителем он появляется в роскошном домашнем халате с необычным рукавами и высокой шляпой, похожей на корону. Костюм сшит из насыщенного синего бархата с богатым резным декором подбитый золотой парчой. Авторский головной убор подчёркивает высокое происхождение героя. В сценах со шпиками костюм — чёрный и более сдержанный: графические чёрные текстуры, матовая и полу глянцевая на рельефных ребрах камзола с декором из парчи благородного золотого цвета. воплощение короля Франциска I из пьесы Гюго «Король забавляется» вне всяких сомнений человек богатый, властный, влиятельный и величавый.
РИГОЛЕТТО – Образ неоднозначный, противоречивый и, как и все шуты в классических произведениях, немного мистический. Идея костюма пришла сразу. Здесь как раз и стали символичными чёткие линии кованых парковых решеток, которые как будто сковывают по рукам и ногам героя, вынужденного исполнять подвластную и в какой-то мере унизительную роль шута при дворе беспринципного герцога Мантуи. «Риголетто» — заложник своего положения, вынужденный скрывать свои истинные эмоции и чувства. Многогранность личности героя подчёркивают символически выраженные в одеянии день и ночь, где тёмная сторона — это злая язвительность придворного шута и ярость мстителя, а светлая — нежность к своей любимой дочери. Готический стиль костюма подчёркивает высокая корона с острыми пиками, загнутыми, с одной стороны, символизирующая шутовской колпак.
ДЖИЛЬДА – Юная и нежная девушка душевной чистоты и беззаветной преданности. Её наряд, как и образ кардинально отличается от других персонажей. Романтику невинной юности подчеркивают силуэт и небесный цвет платья. Своеобразный флёр нимфы подчёркивают воздушные платья: нежное кружево и парящая юбка, покрытая летящей вуалью, деликатное мерцание страз в декоре платья героини — все это воспринимается зрителем как песнь женственности и невинности.
Второй образ Джильды – девушка, которой пришлось повзрослеть, оставив позади мир сладостных мечтаний. Он, безусловно, не лишён романтизма, но выбранный автором цвет платья, ткань которого выкрашена эффектом деграде от светло-серого черный, отображает взросление героини. Серый цвет в эпоху позднего Возрождения был провозглашён цветом изящества, элегантности, благородства. Декор наряда на плечевом поясе, на талии, внизу платья и головной убор сделаны графичными из переплетённых бархатных кантов.
ГРАФ ЧЕПРАНО – Нестандартный крой с отсылкой к классической архитектуре эпохи Ренессанса, в которой часто встречаются арочные галереи и террасы, символизирует вальяжность и богатство. Цвет костюма намеренно выполнен в глубоком изумрудном цвете в сочетании с благородным отливом золотистой парчи и знаковым декором на груди: бархатные шнуры в окружении рубеллитов и топазов вновь формируют фрагмент рисунка кованых ворот. Костюм графа дополняют высокая ассиметричная шляпа и бархатная обувь ручной работы. Автор спроектировал в его одеянии нестандартный крой с отсылкой к классической архитектуре эпохи Ренессанса, в которой часто встречаются арочные галереи и террасы.
ГРАФИНЯ ЧЕПРАНО – Облик жены графа Черпано, одной из многочисленных страстей герцога: особы весьма привлекательной. Её статус диктует быть подстать своему мужу, а также выгодно выделяться на фоне других женщин на роскошном балу в резиденции герцога, где по сюжету, она привлекает к себе его внимание. Вдохновением по линиям декора и цветовой гамме для создания её костюма для стали природный камень малахит и кованные вензели дворцовых ворот Новосибирского театра оперы и балета, стилизовав плетение которых, Сергей перенёс на пышную юбку, лиф и рукава платья графини. А подложкой под ними стала ткань, выкрашенная эффектом деграде от глубокого изумруда через малахитовую зелень в бирюзовую и зеленую лазурь в сочетании с изумрудным бархатом. Прекрасным дополнением стали высокий головной убор и бархатные туфли ручной работы.
СПАРАФУЧИЛЕ – Наемного убийцу Спарафучиле нельзя представить иначе как персонажа зловещего. Мрачный, скрывающий свою суть под длинным широким плащом с объёмным капюшоном, чему соответствует подбор цветовой гаммы в тканях: глубокий чёрный бархат в сочетании с размытым фиолетово-синем цветом тафты с бледно-малиновым отливом.
МАДДАЛЕНА – Сестра профессионального убийцы Спарафучиле как и её брат скрывает свой внешний вид и пытается быть максимально незаметно для глаз окружающих. Её дизайнер Сергей Пугачёв представил в длинном объемном плаще с каскадами драпировок из красно-сиреневой тафты с золотистым отблеском. Объёмный капюшон, подбитый черным бархатом, придаёт таинственности и мистики образу этой загадочной дамы, а малиновые бархатные перчатки символизируют кровь её семьи на её руках.
ГРАФ МОНТЕРОНЕ – Одеяние графа олицетворяет высокий статус, почтенный возраст персонажа и его достоинство, с которым он явился герцогу, проклиная последнего за поруганную честь своей дочери. Достоинство оскорбленного отца художник по костюмам выразил в стремительных диагональных линиях, которые «говорят» зрителю: герой готов к решительным поступкам. Это впечатление усиливает выбор цветовой гаммы из насыщенного вишневого бархата и золотистой парчи. Благородство образа дополняет величественный головной убор.
МАРУЛО – Образ Маруло, приближённого герцога, построен на контрасте ярко-красного цвета, символа власти и престижа, с цветом слоновой кости. Колет из креповой ткани с вышивкой жемчугом и стразами, архитектурного кроя плечевые накладки в виде арочных пролётов и укороченный двухсторонний плащ — все это сразу говорит о высоком социальном статусе героя. Яркость образа дополняет диковинный берет, сапоги ручной работы и нагрудный медальон с огромным рубином в оправе.
БОРСА – Костюм Борса, придворного, персонажа импозантного и вальяжного, построен исключительно на ассиметричных линиях. Дизайнерский плащ-накидка с эффектом многослойности из бирюзового бархата с неординарным декором выложенный золотистым крученым шнуром и жемчужной вышивкой и камнями. Колет из жаккардовой ткани с вышивкой жемчугом и стразами, необычная стилизация головного убора только подчёркивают запоминающийся образ придворного.
ОФИЦЕР – В основу костюма лег абсолют четкости линий. Костюм черно — белый с небольшим добавлением золота. За основу автор взял абрис кованой решётки с чёткими параллельными вертикалям и ромбовидным узором.
ДЖОВАННА, служанка ДЖИЛЬДЫ – безусловно, костюм служанки не должен выделяться на фоне господ. Здесь выполнена главная задача – не дать ей выглядеть совсем бедно. Идея платья не лишена дизайнерской мысли. Оно выполнено нестандартно: решение корсетного лифа, построенного на имитации глубокого выреза и подрезами на рукавах. Смягчает образ тончайшее кружево бледно- персикового цвета, придающее образу женственности и романтичности.
«На предложение главного режиссёра Новосибирского театра оперы и балета Вячеслава Стародубцева стать художником по костюмам новой оперной постановки «Риголетто» Верди я согласился с огромным удовольствием и получил истинное удовольствие от совместного творческого процесса создания нового варианта легендарной оперной постановки.
Новосибирский театр – настоящая архитектурная и культурная доминанта города. Сам театр активно развивается, живёт новыми постановками и новаторским духом. Мы с полуслова понимали друг друга с режиссёром Вячеславом Стародубцевым, который создал очень современную и динамичную театральную феерию, от которой я в полном восторге. Да и весь коллектив театра был заряжен на высокий результат. Отдельно хотелось бы отметить необычайно высокий уровень профессионализма швейных, бутафорских и гримёрных цехов театра, их безупречную организованность. Мне было очень комфортно работать в этой атмосфере творчества, созданного высокопрофессиональным коллективом. Уверен, зритель получит истинное эстетическое удовольствие от совместных усилий нашей творческой команды», – рассказывает Сергей Пугачёв.
До конца жизни Верди считал «Риголетто» своей лучшей оперой: созданная за 40 дней в атмосфере тотального напряжения, она имела огромный успех, а знаменитое «Сердце красавицы склонно к измене» из арии Герцога запомнилась ни одному поколению преданных зрителей.
Справочно: Сергей Пугачёв — владелец Дома Моды «Sergey Pugachev Fashion House» с 25-летней историей ( www.sergeypugachev.com). Является членом международной общественной ассоциации «Союз дизайнеров», обладателем многочисленных премий и наград. С 2017 года Сергей Пугачёв создаёт костюмы не только для высокой подиумной моды, но и погружается в мир театральных постановок. В череде множества осуществлённых проектов и сценические костюмы для Государственного академического симфонического оркестра Санкт-Петербурга, и костюмы для спектакля «Гранатовый браслет. Предвестие любви» (премьерный показ состоялся в Большом зале консерватории им. П.И. Чайковского при участии академии кинематографического и театрального искусства Никиты Михалкова). Им создавались новые интерьеры и стиль кукол-персонажей из часов в театре имени С.В. Образцова, эскизы к спектаклям «Слуга двух господ» по пьесе Карло Гольдони (Ступинский драматический театр), «Алисы в стране чудес» (Государственный академический Центральный театр кукол им. С.В. Образцова), «Рвущаяся нить» и «Балаган» ( московский Театр Мимики и Жеста) , балету «Легенда о Щелкунчике» (нижегородский театра оперы и балета им. А.С. Пушкина).
Эскизы костюмов из архива Сергея Пугачёва. Использованные фотографии НОВАТа.
ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ