215 лет со дня смерти английского художника Поля Сэндби

7-го ноября* 2024 года исполняется 215 лет со дня смерти английского художника, одного из самых известных живописцев-акварелистов, рисовальщика и гравера Поля Сэндби (1725-1809). К этой дате публикуем очерк о творчестве художника. 

Пол Сэндби — портрет кисти сэра Уильяма Бичи, 1789 год

Поля Сэндби часто называют «отцом английской акварели». Во всяком случае, он был одним из первых английских художников, постоянно работавших в этой технике. Его творческая деятельность началась около 1750 года и продолжалась в течение полувека. Многочисленные работы художника составляют большую часть всей акварельной «продукции» Англии второй половины XVIII столетия.

Поль Сэндби родился в Нотингеме. В 1742 году он вместе со своим старшим братом Томасом Сэндби — архитектором, графиком, будущим профессором архитектуры в лондонской Королевской Академии,— переезжает в Лондон. Почти вся творческая деятельность Сэндби протекала в Лондоне, точнее, вокруг Виндзорского замка, его знаменитого леса и парка.

Виндзорский замок. Вид на Круглую и Дьявольскую башни с Чёрной скалы.

Брат Сэндби, Томас, в течение многих лет занимал пост лесничего Виндзорского леса, и Поль был частым его гостем. Только однажды художник выехал за пределы страны. Это случилось в год покорения Шотландии (1745), когда Сэндби был нанят государственным картографическим управлением на службу в Шотландию, там он провел около пяти лет, занимаясь военными и топографическими зарисовками. Помимо этой работы, Сэндби много рисовал и писал Эдинбург и его окрестности, тогда же он овладел технологией гравюры под руководством эдинбургского гравера Белла. Вернувшись в Лондон около 1752 года, Сэндби попадает в самую гущу художественных событий и принимает в них активное участие. Он был инициатором создания выставочного общества художников, приведшего, как известно, к организации в 1769 году Королевской Академии, одним из основателей которой был также Поль Сэндби. Настойчивое стремление к объединению художественных сил страны привело Сэндби к громкой ссоре с Хогартом, который, всячески противился этим планам. Сэндби постоянно был членом каких-то советов и депутатом разнообразных комиссий, ссорился и мирился с президентом Академии, много лет безуспешно пытался получить место инспектора королевской коллекции картин… похоже, что у него никогда не было собственного дома и он жил то у брата, то у сына. В памяти современников он остался милым общительным человеком, имевшим, однако, небольшое влияние на все те общественные дела, которым он посвятил так много сил и времени.

Это интересно:   К 190-летию Павла Михайловича Третьякова
Замок Босуэлл, с юга

В работах Сэндби можно обнаружить следы самых разнообразных влияний. Уравновешенные, тщательно проработанные городские пейзажи художника вызывают в памяти голландские гравюры XVII—XVIII веков. В этих пейзажах художник уделяет неожиданно большое внимание изображению людей и полным непосредственности жанровым сценам, оживляя ими свои работы. Это было вполне в духе века, бывшего свидетелем зарождения в Англии жанра «анекдотических новелл». В ранние годы своего творчества Сэндби, казалось, имел намерение специализироваться исключительно в фигуративном и портретном жанрах. Его многочисленные рисунки и акварели интерьеров дома у Сэндпитских ворот, где одно время жили братья,— полны искренности и очарования. В этих работах легко обнаружить влияние современного Сэндби французского искусства. Их сюжеты просты и непритязательны, они отражают каждодневные будни человеческой жизни: служанка, лепящая пирожки, стоит у забранного частой деревянной решеткой окна, через переплеты которой пробиваются яркие лучи солнца; две женщины в глубине комнаты заняты мытьем посуды, на переднем плане — старик с собакой, сидящий у двери, открытой в залитый солнцем двор. Сэндби любил изображать женщин, занятых шитьем или вышиванием, сидящих у светлого окна или у открытой наружу двери, залитых солнцем или погруженных в мягкий полумрак комнаты. Можно сказать, что эти непритязательные и поэтичные рисунки и акварели ставят Сэндби в первые ряды английской жанровой графики. Однако сам художник с наибольшей серьезностью относился к своим ландшафтным композициям, многие из которых исполнены под очевидным влиянием итальянского искусства. Это не удивительно, середина века отмечена устремлением английских художников в Италию, поездка в эту страну и штудии великих произведений итальянского искусства становятся почти обязательными. Сэндби в Италии не был, однако коллекционировал работы Марко Риччи, Каналетто и копировал пейзажи итальянских художников. Многие из них он переводил в акватинту и гравюру. Сэндби был первым художником, привившим Англии любовь к акватинте. Его собственные эксперименты в этой технике помогли ему достигнуть более сильных эффектов светотени, что сказалось впоследствии на его пейзажах. Новая манера проявилась в более свободной и широкой работе кисти.

Это интересно:   120 лет со дня рождения литовского художника Антанасу Гудайтису
Пейзаж с буковыми деревьями и человеком, управляющим крупным рогатым скотом и овцами

В 1760—1770-е годы Сэндби много работает акварелью и гуашью, делает рисунки пером с размывками, вводя в них тончайший нюансированный цвет. Сэндби пишет бесконечные виды разнообразных уголков Виндзорского замка с разных точек зрения, его средневековую фабрику, величественный лес, старые деревья, бросающие длинные тени на вечернюю землю, закаты, окрашенные в красные и пурпурные тона, бледные восходы. Эти сюжеты художник воспроизводит вновь и вновь до конца жизни, неукоснительно снабжая свои ландшафты фигурами людей и животных, внося уютный повествовательный элемент в эти величественные картины природы. Типичным примером его пейзажей может служить гуашь «Старое буковое дерево»: вековой исполин укрывает в своей тени группу жестикулирующих людей, пасущихся лошадей, собаку, мимо проезжает запряженная ослом повозка, направляющаяся в сторону живописного озера с разбросанными по его берегам домишками и несколькими парусами рыбачьих лодок, скользящих по гладкой поверхности воды.

Итальянский пейзаж с замком, каскадом и рыболовами

Мастерски написанные пейзажи художника, наполненные поэтичным рассказом о каждодневной жизни людей, определили направление молодой английской ландшафтной школы живописи, чье развитие продолжалось в сторону повествовательной и лирической трактовки пейзажных сюжетов. Работы Поля Сэндби ценились современниками еще при жизни художника, его манера была доминирующей в английской акварельной пейзажной живописи второй половины XVIII века, и многие известные художники-акварелисты следующего поколения были учениками Поля Сэндби.

* В других источниках датой смерти художника указывается 9 ноября 1809 года. 

Е. ПОЛЯКОВА

 

Художественный календарь. Сто памятных дат. М., 1984. 

Данный материал является некоммерческим и создан в информационных, научно-популярных и учебных целях

ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ