24-го февраля исполняется 340 лет со дня рождения чешского скульптора австрийского происхождения Матиаша Бернарда Брауна (1684-1738). К этой дате публикуем заметку о творчестве скульптора.
Нам мало известно о годах становления замечательного чешского скульптора XVIII века Матиаша Бернарда Брауна. Он родился в Тироле, но, видимо, недолго прожил на родине, где мог получить только начальные уроки в резьбе по дереву. Около 1700 года он отправился в Зальцбург. В Зальцбурге в это время существовала колония итальянских скульпторов, и здесь более, чем где бы то ни было в Средней Европе, процветало искусство ваяния. Браун не только усовершенствовал свою технику скульптора, но и познакомился с работами зальцбургских мастеров барокко. Возможно, что молодой Браун работал в мастерской уроженца Праги Михаэля Бернарда Мандла, хотя не сохранилось документов, подтверждающих это. Впоследствии в произведениях Брауна иногда будет чувствоваться влияние этого известного скульптора.
В самом начале XVIII века Браун совершил путешествие по Италии, чтобы изучить произведения прославленных мастеров итальянского Ренессанса и барокко. В Риме Браун восхищался работами великого Микеланджело и Лоренцо Бернини. В римской церкви Санта Мария делла Виттория он увидел наиболее прославленное произведение барокко: «Алтарь св. Терезы» Бернини. После знакомства с этим выдающимся произведением Браун стал одним из самых последовательных продолжателей искусства Бернини.
Видимо, не без влияния Мандла Браун решает уехать из Зальцбурга и поселиться в Праге. В 1707 году он создает свои первые произведения для Праги — скульптурную группу «Видение святой Луитгарды» и фигуру св. Ива для Карлова моста. Создание этих скульптур было значительным событием в пражской культурной жизни.
Потребность в создании скульптурных украшений для зданий, строившихся в то время, была так велика, что для выполнения всех многочисленных заказов Брауном была создана специальная скульптурная мастерская. Ученики и помощники Брауна в течение двух десятилетий создали сотни скульптур по глиняным и деревянным моделям мастера. Иногда Браун сам работал над заказами, иногда прибегал к помощи учеников — поэтому бывает трудно определить, сколько человек трудились над скульптурным произведением. Браун работал чаще всего в содружестве с известным пражским архитектором Ф. Н. Канькой.
В 1714—1721 годах Браун со своими мастерами работает над украшением построенного Канькой собора св. Климента в Праге. Он создает образы библейских святых (св. Марии Магдалины), царя Давида и «Блудного сына». Канька же привлек Брауна и к оформлению главного алтаря собора св. Девы Марии в городе Млада-Болеслава (1717—1723).
В начале 1714 года Браун начал работать над скульптурным украшением Клам-Калласовского дворца в Праге. Входной портал этого дворца представляет собой арку, опирающуюся на четырех атлантов и украшенную рельефами из жизйи Геракла. Аттик дворца был украшен 13 скульптурами античных богов — Юпитера, Вулкана, Венеры, Меркурия и др. Обращение к образам античного мира было типично для скульптора эпохи барокко.
Важным этапом в жизни Брауна стало знакомство с графом Ф. А. Спорком, чешским аристократом, который одним из первых по достоинству оценил талант Брауна и пригласил его для украшения своей резиденции в местечко Кукс (под Прагой). Сюда начиная с 1712 года Браун стал посылать целые скульптурные группы и десятки отдельных скульптур из своей пражской мастерской. С этого времени главное место в творчестве Брауна занимает выполнение заказов графа Спорка. Для террасы госпитального собора в Куксе Браун создает группу скульптур «Благословение чистого сердца», из которых в первую очередь были созданы скульптуры ангелов смерти и жизни. Эти ранние вещи еще отличаются большой пластической скованностью по сравнению с последующими скульптурными работами мастера для Кукса, такими как аллегорические скульптуры 11 добродетелей и 11 грехов.
Одновременно с оформлением графской резиденции в Куксе Браун работал над созданием скульптурных украшений для замка в местечке Цитолибах, для Чернинского дворца в Праге, над оформлением Вртбовского сада в Праге, решенного в духе итальянского террасного парка.
В 1726 году граф Спорк снова приглашает Брауна в Кукс. В лесу в трех километрах от Кукса он предполагал расположить скульптуры и скульптурные группы, связанные с легендой о рождении Христа. Браун создал скульптуры Марии Магдалины, Иоанна Крестителя и ряд других. Эти работы выполнены в духе барокко. Другая линия в произведениях, созданных для Кукса, представлена в рельефах, посвященных жизни Христа. Эти произведения отличаются классицизирующим характером, не свойственным ранним произведениям Брауна.
Около 1730 года происходит изменение стилевой и формальной ориентации в скульптурной мастерской Брауна. Большая часть работы теперь делается его учениками. После смерти Брауна в 1738 году руководство мастерской принял его племянник—Антонин Браун.
Огромен вклад Брауна в создание национальной чешской скульптуры. Он поднял чешскую барочную скульптуру XVIII века до уровня искусства наиболее выдающихся культурных центров Европы.
Г. КОНЕЧНА
Художественный календарь. Сто памятных дат. М., 1984.
ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ