24-го февраля исполняется 120 лет со дня рождения советской актрисы Валентины Александровны Сперантовой (1904-1978). К этой дате публикуем заметку о творчестве замечательной советской актрисы.
Народная артистка СССР Валентина Александровна Сперантова — одна из лучших советских «травести». Она была в числе первых актрис детского театра, которые закладывали основы нового толкования старого театрального амплуа.
Окончив в 1925 году Театральный техникум, Сперантова работала сначала в I Гос. педагогическом театре, а в 1944 году вступила в труппу Центрального детского театра. Большую часть творческой жизни она исполняла роли мальчиков — детей и подростков. Это Ахмет («Винтовка № 492116» А. Крона), Том Кенти («Том Кенти» С. Михалкова по М Твену), Панюшка («Единая боевая» А. Бруштейн), Кей («Снежная королева» Е. Шварца), Ваня Солнцев («Сын полка» В. Катаева), Шура Бадейкин («Красный галстук» С. Михалкова).
В середине 1950-х годов Сперантова перешла на характерные роли. Ее работы последних лет: Клавдия Васильевна, Анна Григорьевна, Ольга Петровна («В поисках радости», «Ее друзья», «Неравный бой» В. Розова) и др.
Сперантова много выступает по радио, продолжая играть любимые мальчишеские роли.
Валентина Александровна Сперантова отвечает на вопросы корреспондента «Известий»
— Легко или сложно играть детей — и почему?
Голос у меня от природы подходящий: контральто. Его легко изменить. Слышите — уже мальчишка! Правда, не получались у меня комедийные мальчишки. Мне всегда нравились ребята, в которых есть героическое начало.
Помню, Валентин Катаев принес к нам в театр «Сына полка». Еще шла война. Я слушала эту пьесу и вспоминала, как эвакуировалась с двумя девочками на руках и по дороге видела столько ребят, похожих на Ваню Солнцева. И такое меня тогда охватило чувство тревоги и за этих ребят, и за себя… Я Ваню Солнцева так чувствовала и видела!
Я много этих мальчишек сыграла. У себя в Зарайске мы вместе играли, не очень-то разбираясь, кто из нас мальчишка, кто девчонка, костры ночью ходили жечь, дрались. Тогда я, наверно, повадки мальчишеские и узнала. Но главное — не внешние повадки. Меня раздражает, когда актрисы-травести начинают ходить по сцене нарочитой походкой «под мальчишку». Сложностей у детей не меньше, чем у взрослых, а, пожалуй, даже больше. Мне нравится вытаскивать из детских душ такие вещи и показывать их. Ребята меня чем всегда покоряют? Они очень принципиальные. Ребята всей душой отвергают то, что нечестно, всякую ложь, предательство, не терпят фальши! Вот это отрицание всего дурного, чистоту их я и стремлюсь передать.
— Как вы начинали в театре?
Я в детский театр пошла потому, что маленького роста. «Женщин не принимаем, — сказали мне. — У нас достаточно травести»!
«Нет, вы должны меня послушать!» Почему-то была уверена: если послушают — примут. Прочитала свой отрывок. Назывался он, как помню, «Я — недомерок». Там партнер полагается, но его не было, и я свою лишь роль читала. . . Помощник режиссера сказал: «Можете идти домой. Сообщим письменно». Поплелась я в свой Тетерин переулок. И скучно, и грустно было. А на следующий день письмо: приняли! Первая роль — Джо Гарпер из «Тома Сойера», а мне очень хотелось играть самого Тома. . . Вот так и начала.
— Назовите, пожалуйста, ваши любимые роли.
Все они — мои мальчишки, как от одной матери. Могу ли предпочесть одного другому? И Ваня Солнцев, и Володя Дубинин, и Ганька Семушкин, и героические мальчишки Гайдара. Если бы для каждой роли нужно было оторвать от себя кусочек души, я бы все равно на это пошла. На деле это не обедняет, а обогащает душу.
— Скажите, обязателен ли со временем переход к другим, возрастным ролям?
Был такой день, я позвонила в театр и сказала, что больше роли мальчишек играть не буду. Меня даже переспросили: «Ты что, заболела?»— а у меня в горле комок, с трудом повторяю: «Не буду никогда играть эти роли». . . Самое страшное, по-моему, когда зритель скажет: «А ведь мальчишку-то играет старуха!» Надо уходить вовремя… Для меня это была трагедия. В первый день я себя спрашивала, что же у меня осталось? Казалось, словно самое дорогое потеряла. Очень осторожной была в своих первых «взрослых» ролях… А сейчас думаю: пришла пора зрелости, ролей, где главное — мысль, а слова уже потом. Таких, как роль матери Ульяновых. Или матери в розовской пьесе «В поисках радости».
«Неделя», 1970, № 44, 26 октября — 1 ноября.
Лит.: Эм. Миндлин. Валентина Александровна Сперантова. М., 1951; «Труд актера», вып. XIII. М., 1965.
Театральный календарь на 1974 год. М., 1973.
ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ