Новый театр едет в Иркутск. И это замечательно! А еще более замечательно то, что любители театра в Иркутске смогут посмотреть спектакль Нового театра всего за 450-500 р.
И тут опять возникает вопрос с ценами на билеты в Новый театр. 1-го июня «12 новелл о любви» будут показаны в Новом театре, за 5-ть дней до Иркутска. И какие цены!? 900 р. — самый дешевый. И о 1200 и 1500 р. остальные билеты. Не сказать, что дорого, но и не сказать, что дешево. С одной стороны искусство бесценно, но с другой стороны, сейчас столько проблем и у людей просто не всегда есть возможность купить дорогие билеты.
Да и что мы видим постоянно в залах!? Видно, что по таким ценам билеты не выкупаются. И срочно зал наполняется за счет каких-то социальных организаций. Заполняется, мягко сказать контингентом, который просто не готов к театру, не готов воспринимать спектакли, а возможность попасть бесплатно на спектакль воспринимает не как подарок, а как свое одолжение кому-то. И что я видел на последних спектаклях Нового театра. Масса просто бескультурных, пусть и сильно в возрасте людей. Один дед, неделю назад, полспектакля… Я не утрирую. Именно так и было. Полспектакля с телефоном на полной яркости, через ряд от меня, листал ленту и ставил лайки. Две бабушки через несколько мест от меня, фотографировали друг друга и громко разговаривали, посылая фотографии своим товаркам. Сзади меня, на «Визите старой дамы» две бабушки говорили громко, не приглушая голоса о том, что они ничего не понимают и им здесь слишком громко. До этого бабушки раскрывали фантики с шумом и делились конфетами, попутно эти конфеты у них вывалились и покатились по полу — зрители их ловили.
Что самое обидное, что такой контингент не понимает и не хочет понимать театр, как таковой. Для них, это культурная программа, вот только угощений не хватает. И каждый раз я наблюдаю одну картину — после антракта ряды редеют. Бабушки уходят — им громко, непонятно. Да, они не ушли во время действия, хотя и такие есть, они отсидели до антракта — но потом ушли. И потом будут говорить всем, что театр — это так себе, что ничего там интересного.
Есть и другие бабушки. Это для того, чтобы быть правдивым. На «Пародисте» была бабушка, которая во время антракта (когда уже поредели какие-то места) сказала своей подруге, что для нее сегодняшний день подарок. Но таких людей единицы.
В театр нужно идти подготовленным, нужно, чтобы и зритель шел подготовленный, который хочет видеть спектакль и понимает — куда он пришел. А с «бабушками» — я так условно называю эту категорию — выходит очень просто. Их обзванивают, приглашают, причем в тот же день. Они идут, не понимая на что идут, смотрят — им не нравится — уходят. С одной стороны, все хорошо, программа выполнена — зал заполнен. Но это тактически. А стратегически — театр в проигрыше.
И я веду свою мысль о том, что в театр должны приходить люди, которые понимают театр и его любят. А не случайные люди. Многие зрители не могут себе позволить покупать билеты по таким ценам, которые установлены сейчас. Понятно, что и театру нужно выживать. Но получается ведь замкнутый круг. Цены высокие — и все равно никто не идет. Все равно нет отдачи. Так не проще как-то сделать так, чтобы зрители шли в театр!? Уменьшить цены, сделать скидки. Сделать какие-то программы для постоянных зрителей. Не разовые, не сиюминутные какие-то программы. Ведь театру выгодны не разовые посетители, а те, кто любит и ценит театр и готов чаще ходить. Разовый посетитель заплатит свои пару тысяч раз в год и уйдет и придет в театр только через год, через два — чтобы окультуриться. А постоянный зритель ходит в театр чаще, но столько раз, сколько ему позволяют средства. И многие зрители могли бы ходить чаще, если бы театр как-то из мотивировал и поддерживал. Да, в театре есть скидки, есть какие-то разовые программы, но не все о них знают и они не имеют широкого охвата.
Должна быть какая-то золотая середина, которая была бы выгодна и театру и зрителям.
А вот случайных зрителей, неподготовленных — надо избегать. Пусть лучше не все места будут заполнены в зале, чем вот такая публика — которая не понимает ни театра, ни того, что происходит на сцене. Уж «Визит старой дамы» — вполне ясный и понятный, очень динамичный и красивый спектакль… Но нет, не понимают — ведь спектакль — это не ток-шоу — тут надо включать мозги, думать, включаться в эту игру.
Очень хотелось бы, чтобы театр как-то поменял свою политику, или вышел с таким предложением к Департаменту культуры Москвы. Особенно это все разительно видно на фоне провинциальных театров, где цены в 2-3 раза ниже! Я понимаю, что в провинции и зарплаты ниже, но и Новый театр не на Красной площади стоит, и должен ориентироваться на своего зрителя. Уже не буду говорить, что цены на билеты в Новый театр за последние годы выросли как раз именно в эти 2-3 раза!
Дмитрий Ластов
ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ