23 марта — 100 лет со дня рождения (1925-1972) Сержио Кардозо (полное имя и фамилия — Сержио да Фонсека Матус Кардозо), бразильского актера и режиссера.
Сержио Кардозо — один из самых заметных актеров и режиссеров нового театрального поколения Бразилии, которое формировалось под влиянием событий второй мировой войны и экономического бума в крупнейших бразильских городах. Это поколение стремилось приобщить бразильский театр к мировому сценическому искусству, обогатить его репертуар лучшими произведениями современной мировой драматургии.
Свою сценическую деятельность Сержио Кардозо начал в университетском театре в Рио-де-Жанейро, затем он работал в Студенческом театре Бразилии, в Бразильском Театре комедии (в Сан-Пауло), в Национальной драматической труппе, в Театре комедии в Рио-де-Жанейро. Позднее вместе с актрисой Нидией Лисия Сержио Кардозо организовал собственную труппу в Сан-Пауло, где он подвизался также в качестве театрального художника. Особенный успех принесли ему роли Гамлета ( Студенческий театр, 1948) и Лелио в пьесе Гольдони «Лгун» (Театр комедии, 1949), а также постановка «Гамлета» (1956). Он был удостоен многочисленных премий, в том числе: «Лучший комический актер» (1954), «Саси» (1954), «Общества театральных критиков Сан-Пауло» (1956) и др.
Сержио Кардозо в роли Гамлета («Гамлет» Шекспира)
Сержио Кардозо в роли Гамлета был воспринят бразильской театральной публикой как несравненный интерпретатор этой роли. Рецензенты единодушно утверждали, что подобного исполнения бразильский театр не видел со дня своего основания, и приветствовали в молодом актере будущую славу нашей сцены в трагическом жанре…
Наиболее впечатляюща и неоспорима его необыкновенная пластичность. Его походка, движения полны естественной грации, его жесты органичны, непринужденны, внутренне обоснованы. Прибавим к этому трагическую выразительность черт и прекрасный, сильный, богато модулированный голос …
Сержио Кардозо в роли Лелио («Лгун» Гольдони)
Его талант окреп и достиг необычайной психологической глубины, ничего не потеряв от присущего ему внешнего блеска. Ни один актер еще не производил до сих пор такого впечатления на бразильскую публику. Сержио Кардозо — выдающийся комедиант в самом высоком смысле этого слова… его изящество — легко и одновременно одухотворенно, как музыка Моцарта, и, так же как она, призвано возбуждать благородные чувства. Техническая оснащенность актера — всего лишь начало искусства, но отнюдь не его завершение. Как бы ни был искусен внешний рисунок роли, пусть даже он и свидетельствует о высоком профессиональном мастерстве, — этого слишком мало для истинного успеха. Актер должен проникнуть в суть образа и сделать его в глазах публики новым и притягательным. И в «Лгуне» Сержио Кардозо в полной мере продемонстрировал это редкое качество. Казалось, он легко мог бы ограничиться главным свойством своего персонажа — страстью к мистификации, однако актер раскрыл перед нами человеческий характер во всех его проявлениях — и обнаружилась натура романтическая, поэтичная и в чем-то даже трагическая. Сержио Кардозо сумел придать своему персонажу обаяние и величие тех знаменитых авантюристов, которые делают жизнь увлекательным приключенческим романом.
Из кн.: Almeida Prado. Apresentaçao do teatro brasileiro moderno. Rio de Janeiro, 1956. Перевод И. Чежеговой.
Театральный календарь на 1975 год. М., 1974.
Данный материал является некоммерческим и создан в информационных, научно-популярных и учебных целях. Указанный материал носит справочно-информационный характер.
ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ