6-го октября 2025-го года исполняется 280 лет со дня рождения Пранцишка Смуглявичуса (Франциска Смуглевича) (1745-1807) польского художника, основоположника литовской и белорусской школ национальной живописи.
С рассказа о деятельности Пранцишку Смуглявичюса принято начинать историю новой литовской живописи. Ведь именно он и был руководителем кафедры живописи и рисунка при Вильнюсском университете, которая «переросла» вскоре в Вильнюсскую художественную школу. У Смуглявичюса учился ведущий мастер литовской живописи первой трети XIX века И. Рустемас и многие другие видные художники. Но о Смуглявичюсе как о Франтишике Смугле-виче охотно пишут и историки польского изобразительного искусства XVIII—XIX веков. Он много работал в Польше. Да и Вильнюс в условиях, когда территория Польши была поделена между соседними странами и перестала существовать как самостоятельное государство на карте Европы, становился едва ли не главным центром польской культуры.
Смуглявичюс прочно обосновался в Вильнюсе с 1797 года. Это был период полного расцвета его таланта. Художник прекрасной профессиональной выучки, он сразу смог придать развитию живописи в Литве новый качественный уровень. Смуглявичюс в своем творчестве утверждал принципы европейского искусства, с которым он вплотную столкнулся, живя в Италии, знакомясь со многими знаменитыми коллекциями живописи, учась у популярного тогда мастера Рафаэля Менгса. Как и многие разноплеменные ученики Менгса в Риме, он получил «прививку» классицизма, бредил древностью, высоким стилем, мечтал о трагедии, верил в особую избранность сюжетов мифологических и исторических. И как человек чуткий, несомненно талантливый от природы, Смуглявичюс подчас не совсем осознанно вносил поправки в заученные правила. И в Польше, и в России, и в Литве он зарисовывал самые нехитрые, обыденные, натурные мотивы.
Смуглявичюс, по-видимому, серьезно и искренне интересовался исторической живописью. Он написал полотна «Посланцы персов у короля Марокко», «Посланцы скифов у Дария» — довольно большие, репрезентативные картины, и сам явно увлекался сложной режиссурой сочиненных мизансцен, красочностью необычных костюмов. Темнокожий человек в ослепительно-белом одеянии, сияние металла, блеск и переливы богатых шелковых и атласных тканей, пышные и экзотические пейзажные фоны — все это многообразие деталей и аксессуаров художник передал с большой живописной свободой. При определенном родстве работ подобного рода с шаблонами мифологической и исторической живописи эпохи, их поверхностной занимательностью, есть здесь и увлекающий романтический пафос. Надо сказать, что мастер писал также картины из литовской и польской истории, в частности, и произведения, посвященные Костюшко.

В портрете Смуглявичюс тоже, случалось, отдавал дань внешней эффектности, показному блеску. Ведь от него ждали парадного изображения, идеализированного ио самой сути. Поэтому в таких ситуациях художник, как и большинство мастеров его времени, отдавал предпочтение декоративной выразительности решения, стремясь точно «ввести» портрет в интерьер дома, для которого холст предназначался. Но среди его портретов есть и настоящие психологические исследования, проверенные с аналитической последовательностью и правдивостью (портрет Грановской). В них очевидна зоркость зрения художника, его умение понять характер человека. Они остаются среди лучшего, созданного и в польской, и в литовской портретной живописи.
Смуглявичюс глубоко интересовался старинной архитектурой Вильнюса. В его акварелях и рисунках разных лет возникают величественные барочные ансамбли, старые храмы и улицы, тихие уголки древнего города. В них есть и поэтическое ощущение истории города, и документальная точность, и взгляд ученого. Эти произведения Смуглявичюса обладают не только особым обаянием для зрителей, но и оказывают зачастую добрую услугу сегодняшним реставраторам старого Вильнюса.
Смуглявичюс нередко бывал и в сельских местностях. Он оставил ряд работ, изображающих современных ему крестьян. В этих работах запечатлены костюмы той эпохи и приметы быта. Но при всей искусственности, «постановочности» композиции, в них есть и уважение к своим персонажам, любовь к их нехитрой, простой жизни, попытка передать красоту, своеобразие ее атмосферы.
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1975 г. М., 1974.
Данный материал является некоммерческим и создан в информационных, научно-популярных и учебных целях. Указанный материал носит справочно-информационный характер.
ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ






































