ОГЛАВЛЕНИЕ КНИГИ — Всеволод Смирнов — архитектор, художник, кузнец
И. Б. Голубева.
Работы В. П. Смирнова в реставрации памятников архитектуры
Первой реставрационной работой В. П. Смирнова в Пскове стала церковь Илии Пророка в селе Выбуты. Этот маленький белый храм поставлен на высоком, каменистом берегу р. Великой, у древних бродов-переправ, известных в истории как место рождения будущей Святой Равноапостольной княгини Ольги Российской, Вся местность наполнена памятью о великой псковичке, вершив, шей судьбы древнерусского государства на рубеже языческого и христианского познания мира. «Ольгин камень», «Ольгины слуды» (древние броды через реку), деревня Волженец… Наконец, само посвящение храма Илии Пророку говорит о древнейших корнях этого священного места. Отсюда ушла Ольга в Киев на княжение, и здесь был заложен храм, возможно, связанный с дохристианским культом семьи будущей княгини.
Начало работы Всеволода Петровича именно в Выбутах незримо перекликается с началом новой истории Руси — ключевой посыл места наводит на параллели во времени.

Письменных источников о времени строительства каменного храма не выявлено, но историки архитектуры традиционно датируют его XV столетием. Сохранились довоенные фотографии церкви, на которых рядом с Ильинским храмом виден ещё один, более поздний, посвященный княгине Ольги Российской. Кратко — история храма.
Именно эта поздняя церковь была взорвана, и от взрыва пострадал храм Илии Пророка; на обмерных чертежах показаны трещины в кладке стен, большая трещина между апсидой и четвериком — тоже следствие взрыва.
Храм Илии Пророка — небольшой, кубический, одноглавый, с одной апсидой. В интерьере четырёхстолпный, с повышенными под-пружными арками и широким световым барабаном. Простая и гармоничная композиция дополнена позднее придельным храмиком. Высокая двухпролётная звонница поставлена отдельно, к западу от храма.
В 1955 году памятник был в тяжёлом аварийном состоянии: связи сгнили, глава утрачена, барабан наклонился и грозил обрушением.
Вот что сообщал мне Всеволод Петрович в 1955 году в одном из писем: «Только сегодня приехал с Лёвой* из обмера и реставрации, были там со вторника. Работа началась очень живая и серьёзная. Церковь очень красивая и место тоже. Это Выбуты, где родилась Ольга, 12 км от Пскова. Но очень в катастрофическом состоянии, стоит как домик из кубиков без связей. А способы реставрации весьма примитивные, одно спасение — хорошие рабочие. Электричества нет, насосов тоже, раствор нагнетать нечем… Пошли дожди. Осень… Времени нет. Работали с Лёвой с утра до темна. Но дед с бабкой, где мы жили, очень хорошо упитывали нас. Мёд, молоко, помидоры, картошка, сливы, огурцы и кое-что ещё, так что мы упитались».

Начинали обмеры Вера Алексеевна Лебедева с нашей чертёжницей Зинаидой Семёновной Алексеевой **.
Вера Лебедева вспоминает о первом посещении Выбут Смирновым и Катаевым в тот момент, когда они с Зинаидой, молодые специалисты, готовились к обмеру памятника: «Мы приехали к храму и собирались обмерять памятник с помощью приставной лестницы.
— Это что за цирк? — возмутился Всеволод Петрович.
— Так мы работать будем! — отвечали девушки, полные энтузиазма».
В короткий срок Всеволод Петрович организовал финансирование и установку лесов у здания церкви. Обмеры теперь производились с удобных настилов, без риска для жизни.

В результате совместной работы В. П. Смирнова, Л. П. Катаева и В. А. Лебедевой были сделаны обмеры, проведены исследовательские работы и диагностика памятника. Обмерные чертежи, выполненные В. А. Лебедевой, — поразительное свидетельство о состоянии церкви до начала реставрационных работ. Тонкие, твёрдые линии фасадов, каждый камень руинированной кладки, наклон барабана, сохранившиеся детали псковского орнаментального пояса бегунца, — все чертежи пронизаны какой-то осторожной нежностью. Даже в чертеже читается бережное отношение к «больному» памятнику… Но, конечно, процесс реставрационных работ был более материальным. Первоочередными противоаварийными мерами стало выпрямление накренившегося барабана. Делалось оно под непосредственным руководством Всеволода Петровича.
На железной дороге он достал (тогда всё «доставали») домкраты и постепенно поднимал массив кладки барабана, подкладывая мешки с песком. Работа осложнялась наличием в толще кладки керамических горшков, заложенных для облегчения веса. Были в толще барабана и керамические голосники; как мне рассказывал Всеволод Петрович, всё это было весьма опасно, барабан мог обрушиться мгновенно.

Далее, для укрепления конструкций храма, в стены и между столбами были заведены железобетонные связи, сделан каменный свод над барабаном, затем произведены другие реставрационные работы. Очень важно было восстановить восьмискатное покрытие, выполненное на основании найденных следов на стенах четверика.
К сожалению, осталась незавершённой реставрация звонницы. Обмазка церкви была сделана хорошо погашенной известью. По счастливой случайности возле церкви, в земле, была обнаружена старая известковая яма и после обмазки фасады и интерьеры храма приобрели тёплый, молочно-белый оттенок.

Обмеры выполнены в масштабе 1:50, проект — в масштабе 1:25. Графические листы обмеров и проекта в 1957 г. были сданы в архив ГАПО*** в связи с расформированием мастерской, хотя реставрационные работы остались незавершёнными.
В 1994 году храм передан в ведение Псковской епархии РПЦ МП, приписан к храму Александра Невского в Пскове. В этот период реставрирована звонница, и Выбутский погост стал местом паломничества псковичей и гостей города, особенно 24 июля — в день Святой Равноапостольной княгини Ольги.
* Катаев Лев Павлович, архитектор, друг и соратник Всеволода Петровича Смирнова.
** Алексеева Зинаида Семёновна, работала в Псковской специальной научно-реставрационной и производственной мастерской чертёжницей, помогала при обмерах памятников.
*** ГАПО — Государственный архив Псковской области.
Методы изучения памятников (в том числе и о предшественниках) — к предыдущей главе книги
к следующей главе книги — Церковь Воскресения Христова в деревне Пустое Воскресение (И. Б. Голубева. Работы В. П. Смирнова в реставрации памятников архитектуры)
ОГЛАВЛЕНИЕ КНИГИ — Всеволод Смирнов — архитектор, художник, кузнец
В 2012-м году в память о Всеволоде Смирнове его сыном и друзьями Всеволода Смирнова была издана книга под названием «Всеволод Смирнов. Архитектор. Художник. Кузнец». Книга была выпущена достаточно большим тиражом для нашего времени в 1 200 экземпляров, но тираж быстро разошелся и для многих, в особенности для подрастающего поколения, материалы книги остаются недоступными. В связи с чем, с согласия сына Всеволода Смирнова Дмитрия Смирнова и авторов книги, публикуем материалы книги на страницах нашего сайта для того, чтобы как можно больше людей смогли свободно познакомиться, посмотреть и прочесть все материалы, представленные в книге.
Данный материал является некоммерческим и создан в информационных, научно-популярных и учебных целях. Указанный материал носит справочно-информационный характер.
ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ