12-го июня 2025 года исполняется 115 лет со дня рождения латвийского советского скульптора Льва Владимировича Буковского (1910-1984).
Творчество латышского скульптора Льва Владимировича Буковского, члена-корреспондента Академии художеств СССР, тесно связано с процессом развития искусства Советской Латвии. И потому в его произведениях нашли свое выражение характернейшие особенности современной латышской школы ваяния, в становлении которой он сыграл значительную роль. Самые примечательные из ее особенностей — это, пожалуй, строгость и сдержанность, лаконичная обобщенность — образная и пластическая, во многом связанная с предпочтением такого материала, как камень.
Буковский известен прежде всего как монументалист, но он много работал и в области станковой скульптуры, и взаимосвязь его поисков в обеих этих сферах художественного творчества очевидна. Его профессиональная деятельность началась в первые послевоенные годы, когда потребность отразить героические события недавних лет, увековечить память людей, павших за освобождение Латвии, определили главную тематическую направленность искусства того периода — интерес к героическим образам. Этот интерес совпадал и с внутренней установкой Буковского, в основе своей сохранявшейся на протяжении всего его творческого пути. Скульптора привлекали прежде всего личности героические, сильные, стойкие, борющиеся; и лучшие из его сравнительно ранних произведений были посвящены людям именно такого типа («Жертвы фашизма», 1950, Музей революции Латвийской ССР; «Герои гражданской войны Э. Берг и И. Железняк», 1957, Дом офицеров, Рига).
Дарование Буковского как монументалиста впервые ярко и полно раскрылось в работе над памятником борцам революции 1905 года на кладбище Матиса в Риге (1959, совместно с архитекторами А. Бирзниеком и О. Закамен-ным), за который авторам была присуждена Государственная премия Латвийской ССР. Архитектура ансамбля с ее строгими и утяжеленными формами во многом предопределила торжественную значительность скульптуры, обусловила лапидарность пластики и плотность объемов. В высоком горельефе высечены из гранита фигуры героев; в их образах чувствуются мощная духовная энергия, мужественность, вместе с тем заметны и индивидуальные психологические нюансы.
Этапным не только для Буковского, но и для латышской скульптуры в целом стал мемориальный ансамбль на месте фашистского лагеря смерти в Саласпилсе (1961 — 1967); авторскому коллективу — архитекторам Г. Асарису, О. Закаменному, О. Остенбергу, И. Страутманису, скульпторам Л. Буковскому, Я. Зариньшу и О. Скарайнису была присуждена Ленинская премия. В этой работе поражают масштабность и цельность художественного решения, эмоциональная активность архитектуры и скульптуры, органично сочетающихся с природой. Продуманная пластически-пространственная организация ансамбля дает зрителю при осмотре непрерывную смену впечатлений. Экспрессивны огромные скульптуры (выполнены в бетоне — материале архитектуры) с их геометрически-резкими, рублеными формами; эти статуи воспринимаются как символы величия и необоримости человеческого духа.

Иной по содержанию мемориальный комплекс — это ансамбль, посвященный 100-летию Праздника песни, в рижском парке Виестура (1973, совместно с архитектором Г. Бауманисом). Романтичная природная среда старинного парка повлияла на некоторую камерность решения этого торжественного в целом памятника. На каменной стене, отражающейся в водах пруда, помещены бронзовые рельефы — портреты композиторов; разнообразие ракурсов в этих портретах усложняет ритмическую структуру комлек-са, взрыхленность фактуры оживляет гладь стены. Связующим элементом между четкими формами архитектуры и свободными формами природы стал включенный в композицию памятника огромный валун. Аналогичный прием был Буковским использован позже в садово-парковом ансамбле в Екабпилсе — в мемориале,, посвященном Героям Советского Союза — освободителям города (1976, совместно с архитектором Г. Асарисом). В сохраняющей свои естественные очертания гранитной глыбе здесь высечен памятник В. И. Ленину, контрастирующий своей объемной пластикой с вертикальными пилонами, с их острыми гранями и почти плоскостными рельефами.
Буковский выполняет и более интимные по типу монументальные работы — например, надгробные памятники. Выделяются среди них надгробие Илге Карлсоне (1959, Лесное кладбище, Рига) с его тихим, сдержанным лиризмом, и более экспрессивный памятник актрисе Е. Бур-Бунчук (1971, кладбище Райниса, Рига). Все здесь предельно лаконично: объемы почти не проработаны, сглажены, силуэты просты и замкнуты, «играет» лишь зернистая фактура гранита.
Среди произведений Буковского значительное место занимают и портретные памятники (бронзовые бюсты Я. Рудзутака, 1960, и М. Келдыша, 1978), в которых свойственные монументальному искусству героизация образов и акцентирование человеческой значительности сочетаются с отчетливостью портретной характеристики.
Черты монументальности отличают и станковые портреты Буковского (портреты хирурга П. Эттингера, Министерство культуры Латвийской ССР; артиста Ю. Юровского, Театральное общество Латвийской ССР; оба — 1965, и др.). Они сказываются и в геометризации форм, и в укрупнении скупо отобранных деталей, и в четкой структурности, архитектоничности построения. Но главное — это концентрированное выражение важнейших духовных и нравственных качеств портретируемого, его волевой собранности. Этому способствует и ’сам материал: явственно ощущаемая здесь твердость камня воспринимается как пластический символ силы и цельности характера.
С конца 1970-х годов скульптор начал создавать бронзовые медали (часто неправильной формы) и рельефы, более разнообразные по тематике, более свободные по композиции и лепке. Многие из его медалей посвящены либо созданным им мемориалам и памятникам (например, памятник В. И. Ленину в г. Кулдига, 1980), либо воплощают аллегорические образы (цикл «Времена года», 1979).
В рельефах Буковского отчетливо выступают элементы повествовательности («Две матери», «Достоевский во Флоренции», оба — 1980, и др.). Эта форма скульптуры стала для него в значительной мере областью выражения личных чувств, собственных размышлений о жизни, о моральных ценностях.
Свойственные Буковскому способность убедительно говорить средствами скульптуры о наиболее важном и дорогом для людей, активная гражданственность позволили ему занять достойное место в советском искусстве.
О. ИВАНОВА
Литература: С. Хаенко. Лев Буковский М., 1982
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1985 г. М., 1985.
Данный материал является некоммерческим и создан в информационных, научно-популярных и учебных целях. Указанный материал носит справочно-информационный характер.
ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ