13 марта исполняется 165 лет со дня рождения австрийского композитора и музыкального критика Гуго Вольфа (1860-1903)
«В искусстве мало найдется примеров столь ужасной судьбы… Этот человек, начавший действительно творить лишь в 27 лет и обреченный в течение 5 лет на безмолвие, жил, в сущности, 3 или 4 года», — писал Р. Роллан в очерке о Вольфе.
Композитор родился в небольшом городке Виндишграце в Южной Штирии (Австрия, ныне — Словеньградец, Югославия). Рано проявившиеся музыкальные способности поощрялись отцом — кожевенным мастером и любителем музыки, игравшим на многих инструментах, но твердое решение мальчика стать профессиональным музыкантом не нашло поддержки в семье. С трудом добившись согласия отца на поступление в Венскую консерваторию, Вольф, однако, проучился там лишь два года и был исключен за нарушение дисциплины. В семнадцать лет он оказался предоставлен самому себе и перебивался случайными заработками — перепиской нот, частными уроками с детьми, репетицией хоров в опереттах — занятиями, глубоко чуждыми его тонкой, глубокой и замкнутой натуре. Не имея постоянного пристанища (лишь в конце жизни сняв комнату с роялем), Вольф упорно занимался самообразованием, изучал в библиотеках творения И. С. Баха и Л. Бетховена, К. Глюка и Г. Берлиоза, Ф. Шуберта и Р. Шумана, много читал, развив в себе тонкое понимание поэзии. Его кумиром был Р. Вагнер, единственная встреча с которым определила судьбу пятнадцатилетнего мальчика. Получив в 1884 году место музыкального критика в газете «Салонный листок», Вольф в течение трех лет страстно защищал Вагнера и его не менее горячего сторонника А. Брукнера, одновременно ниспровергая всех анти-вагнерианцев, в том числе высоко ценимого в Вене И. Брамса, которого пропагандировали самые видные критики и дирижеры. Эго привело к провалу первых произведений Вольфа, вызвавших оскорбительные отзывы сторонников Брамса.
Ради творчества Вольф отказывал себе во всем, однако творить он мог лишь в течение недолгих периодов, после которых наступали годы творческого бессилия, доводившие его до полного отчаяния.
До двадцати восьми лет Вольф искал свой путь, обращаясь как к вокальным, так и к инструментальным жанрам (наиболее ‘значительны — симфоническая поэма ’’Пентесилея” и «Итальянская серенада» для струнного квартета). С февраля 1888 года на протяжении девяти месяцев он в едином порыве создал сто десять песен (нередко по две-три в день); «Стихотворения Мерике» — недавно умершего поэта, которого Вольф открыл для немецкой публики и которые принесли ему всенародную популярность в Швабии, на родине Мерике; «Стихотворения Эйхендорфа» и «Стихотворения Гете». Едва закончив последний сборник (пятьдесят одна песня), он через неделю принялся за «Испанскую книгу песен» (содержащую сорок четыре песни), попутно написал шесть песен на слова швейцарского поэта Готфрида Келлера и начал «Итальянскую книгу песен». Внезапно в начале 1891 года творческий источник иссяк. Лишь в декабре композитор закончил первый том «Итальянской книги песен» (двадцать две песни) -и умолк на четыре года.
Следующий период творческого подъема композитора длился лишь полтора года (1895-1897), когда он не только завершил «Итальянскую книгу песен» (2-й том — двадцать четыре песни) и создал «Три стихотворения Микеланджело», но и попробовал силы в крупном жанре — опере, о которой мечтал с давних пор. Будучи поклонником и пропагандистом Вагнера, Вольф, однако, иронизировал над его философскими сюжетами, тяготел к «комической, совсем обыкновенной комической опере» и считал, что ’’подлинное величие художника познается в том, умеет ли он радоваться жизни”. Вольф остановился после долгих поисков сюжета на новеллах испанского писателя XIX века П. д’Аларкона и весной 1895 года написал оперу «Коррехидор», а в сентябре 1897 года за две недели — пятьдесят страниц оперы «Мануэль Венегас», работая целыми днями без отдыха, «словно паровая машина».
Вокальные произведения — основная часть творчества Вольфа, завершившего почти вековой путь развития немецкой романтической песни. Однако, обращаясь нередко к тем же поэтам, что Шуберт и Шуман, Лист и Брамс, Вольф выбирал у них иные стихотворения и по-иному их трактовал. Он был исключительно требователен к текстам (в зрелые годы не обращался к второстепенным авторам), стремясь передать в музыке индивидуальную художественную манеру каждого поэта, мельчайшие детали и живую разговорную интонацию. Не случайно Вольф называл свои сочинения обычно «стихотворениями», а не песнями. Среди них есть лирические монологи и красочные картины природы, столь свойственные его предшественникам, но особенно типичны характеристические сценки, пронизанные грубоватым юмором, портретные зарисовки с лаконично, метко запечатленными не только душевными движениями, но и манерой поведения, внешним обликом, жестами персонажей. Вольф называл себя «объективным лириком» и утверждал реалистическую направленность своего творчества; «Высший принцип в искусстве для меня — строгая, суровая, неумолимая правда, правда, доходящая до жестокости».
А. Кенигсберг
Ежегодник памятных музыкальных дат и событий. 1985. М., 1984.
Данный материал является некоммерческим и создан в информационных, научно-популярных и учебных целях
ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ