24 февраля— 175 лет со дня рождения (1850) Мари Ясаи, венгерской актрисы (умерла в 1926 году).

Крупнейшая трагическая актриса Венгрии Мари Ясаи была современницей и, можно сказать, духовной сестрой Элеоноры Дузе, Сары Бернар, Эллен Терри. Сравнивая репертуар и стиль игры венгерской актрисы с искусством признанных европейских «звезд», неизбежно приходишь к мысли об общих закономерностях, воздействовавших на формирование театральной культуры разных стран и народов на рубеже XIX — XX веков.
Судьба Мари Ясаи, начиная с истории ее прихода на сцену в 1867 году до последних выступлений со стихами Петефи в дни венгерской революции 1919 года и в роли Констанции из «Короля Джона» Шекспира в 1922 году, чрезвычайно типична для пути прогрессивных актеров конца XIX — начала XX века.
Дочь бедняка, Мари Ясаи с десяти лет познала цену трудового хлеба, служа в прислугах у господ в Вене и Пеште, потом работая маркитанткой в армии. В 1867 году она поступила хористкой в народный театр в Буде, а через два года заключила договор с венгерским театром в Коложваре (ныне — Клуж, Румыния), на амплуа «трагической героини». В этом амплуа заканчивала тогда свою карьеру в Будапеште знаменитая Йокаине (Роза Ла-борфалви, жена писателя Йокаи), уже многие годы выступавшая на сцене Национального театра. Ясаи стала ее преемницей. 16 марта 1869 года она попрощалась с коложварской публикой, сыграв Маргариту в «Ричарде III», а 3 апреля уже дебютировала в Будапеште в роли Гертруды из «Банк-бана» Й. Катона, через несколько дней — в роли Гонерильи («Король Лир» Шекспира). Мнения критиков разделились, но успех у публики обусловил прочное положение молодой актрисы в привилегированном театре, где за первое десятилетие она сыграла большую часть (тринадцать из двадцати) своих шекспировских ролей. В них Ясаи показала себя актрисой огромной эмоциональности при внешней сдержанности в средствах выражения. Масштабностью, пластической монументальностью отличались ее античные героини — расиновская Федра, Сафо и Медея в одноименных пьесах Ф. Гриль-парцера. Верхом театрального триумфа Ясаи в этом круге ролей стала софокловская Электра. В этой роли видел актрису Г. Ибсен, оставивший признательный отзыв об ее игре. Обладая большим темпераментом, красивым сильным голосом, прекрасными внешними данными, Ясаи умела приковать к себе внимание зрительного зала: зрители следили за каждым ее движением и жестом, вслушивались в каждое ее слово. Они ждали от актрисы откровений и размышлений о жизни, и она не обманывала их ожиданий. Всякий раз, кого бы она ни играла — античных ли героинь, страдающих ибсеновских женщин или персонажей венгерских исторических пьес, ее существование на подмостках было наполнено глубоким смыслом.
Расцвет таланта Ясаи падает на время плодотворной работы режиссера Эде Паулаи, который сумел в 80—90-е годы поднять венгерское сценическое искусство на европейский уровень — как в отношении репертуарной направленности, так и в отношении профессионального мастерства. М. Ясаи, безусловно, многим обязана педагогическому такту и режиссерской мысли Э. Паулаи. Не случайно после его смерти (1894) наступает трудное время для Ясаи и других учеников «поэтической», монументальной школы Паулаи. Новый, «натуралистический» стиль игры на какое-то время оттеснил классически чистое искусство М. Ясаи, которая называла театр «солью жизни» и не могла смириться с бескрылостью театрального натурализма. Выступая в ибсеновской драме (в «Призраках», «Боркмане»), Ясаи лепит крупные, обобщенные характеры современных людей, враждебных мелочности окружающей мещанской среды. Пользуясь каждым случаем, она играет в героико-монументальной драме, в пьесах Шекспира — Кормилицу в «Ромео и Джульетте», Волумнию в «Кориолане», поддерживает развитие отечественной исторической драмы, участвуя в постановках трагедий «Дож» Хевеши и «Мо-хач» Войновича. Но особую популярность принесло Мари Ясаи в первые десятилетия XX века чтение свободолюбивых стихов Ш. Петефи. Горячо приветствуя венгерскую революцию 1919 года, актриса давала бесплатные концерты для рабочих; кинопленка сохранила ее выступления на площади в день 1 Мая.
Мари Ясаи оставила после себя «Воспоминания», в которых она предстает перед нами актрисой большого художественного и общественного темперамента.
Ал. Гершкович
Театральный календарь на 1975 год. М., 1974.
Данный материал является некоммерческим и создан в информационных, научно-популярных и учебных целях
ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ