4-го мая исполняется 100 лет советской пианистке, композитору, педагогу, общественному деятелю Татьяне Петровне Николаевой (1924-1993). К этой дате публикуем очерк о замечательном деятеле советской и русской музыкальной культуры.
Исполнительское искусство народной артистки РСФСР, пианистки Т. П. Николаевой широко известно слушателям в нашей стране и за рубежом. За четыре десятилетия интенсивной концертной деятельности она дала около двух тысяч концертов, в которых прозвучал практически весь основной фортепианный репертуар, а также множество редко (а часто и впервые) исполняемых сочинений.
Универсальный исполнительский стиль Николаевой счастливо сочетает в себе ясность и глубину мысли и эмоциональную непосредственность, масштабность замыслов и отточенность деталей, годами шлифуемое мастерство и удивительный природный пианизм. Все это позволяет ей с успехом обращаться к музыке самых разных стилей, от образцов старинной музыки до новых сочинений композиторов наших дней.
Николаева родилась в городе Бежице Брянской области. С детства ее окружала музыка. Отец — провизор по профессии -часто устраивал в доме музыкальные вечера и любительские концерты. Мать была пианисткой, окончившей Московскую консерваторию по классу А. Б. Гольденвейзера: в Бежице она вела активную преподавательскую работу. Таким образом, рано проявившаяся музыкальная одаренность дочери получила в семье благоприятную почву для ее всестороннего развития.
В тринадцатилетнем возрасте Николаева выдержала первое испытание и поступила в Центральную музыкальную школу при Московской консерватории, где ее наставником стал А. Б. Гольденвейзер. Под его руководством Николаева занималась затем и в консерватории.
Студенческие годы — годы большого, увлеченного труда, результатом которого стало блестящее окончание Николаевой в 1947 году фортепианного факультета Московской консерватории. Ес имя было занесено на Доску почета консерватории. Характерно, что в дипломной программе молодой пианистки наряду со сложнейшими произведениями Шуберта (соната В-dur ), Листа («Мефисто-вальс»), Рахманинова (Вторая соната) были представлены оба тома «Хорошо темперированного клавира» И. С. Баха.
В дипломном концерте Николаева выступила также и в другом своем творческом амплуа — как композитор. На выпускном экзамене она исполнила свою «Полифоническую триаду», а спустя несколько лет окончила консерваторию вторично — как композитор по классу Е. К. Голубева.
Уже в консерваторские годы Николаева зарекомендовала себя одним из лучших среди молодых исполнителей. В 1945 году в конкурсе на лучшее исполнение музыки Скрябина, проводившемся Московской филармонией, она завоевала первый приз и до сих пор с волнением вспоминает это выступление перед чрезвычайно авторитетным жюри, в состав которого входили виднейшие пианисты, в том числе и непревзойденный скрябинист В. В. Софроницкий.
Международное признание пришло с победой на Между, народном конкурсе пианистов имени И. С. Баха, который проводился в Лейпциге в 1950 году в связи с двухсотлетием со дня смерти гениального полифониста. Один из первых прошедших в Европе после второй мировой войны, лейпцигский конкурс привлек к себе большое внимание музыкальной общественности разных стран. Тем заметнее стала триумфальная победа на нем Т. Николаевой. Обладая к тому времени значительным баховским репертуаром, а также сложившейся, ярко индивидуальной и чрезвычайно убедительной манерой интерпретации, Николаева была единодушно и безоговорочно признана победительницей.
Для Николаевой это состязание оказалось памятным еще и тем, что именно в Лейпциге во время баховских торжеств произошло одно из важнейших, по ее мнению, событий в ее жизни — знакомство с Д. Д. Шостаковичем, перешедшее в дальнейшем в большую творческую дружбу. Николаева стала страстной поклонницей и активной пропагандисткой музыки советского композитора -ею впервые был исполнен целиком и записан цикл прелюдий и фуг (соч. 87) Шостаковича.
Интенсивную концертную деятельность, начавшуюся после конкурса, Николаева успешно совмещала с композиторским творчеством, создав ряд интересных крупных произведений: сонату (1949), Вариации памяти Н. Я. Мясковского (1951), Двадцать четыре концертных этюда (1958), два концерта для фортепиано с оркестром; симфонию (1955), оркестровую картину «Бородинское поле» (1965), струнный квартет (1969), трио (1958), скрипичную сонату (1955).
В 1958 году Николаеву приглашают в Московскую консерваторию. За четверть века педагогической деятельности в стенах консерватории она воспитала много талантливых учеников, среди которых и лауреаты международных конкурсов М. Петухов, Б. Шагдарон.
Сейчас артистка находится в расцвете своих творческих сил и таланта. Сохраняются масштабы ее замыслов. Прославившаяся исполнением таких грандиозных циклов, как тридцать две сонаты Бетховена, клавирное творчество И. С. Баха (включая такие монументальные сочинения, как Гольдберговские вариации или «Искусство фуги»), двадцать четыре прелюдии и фуги Шостаковича и т. д., Николаева и сейчас постоянно выступает с ними в различных городах нашей страны и за рубежом, а также задумывает все новые и новые циклы. В одном из своих интервью последних лет Николаева сказала: ’’Мое увлечение циклами отнюдь нс гигантомания. Я стремлюсь проникнуть в мир композитора, объять его целиком, глубже почувствовать, понять и показать слушателю эволюцию творчества автора”. В связи с этим ее выступления часто представляют помимо чисто художественного еще и познавательный, исторический интерес.
В этой страстной увлеченности и беззаветной преданности музыке — залог ее блестящих успехов и, наверное, главный секрет великолепного и неувядаемого искусства замечательной пианистки.
М. Евсеева
Ежегодник памятных музыкальных дат и событий. М., 1983.