165 лет со дня рождения русской певицы Марии Дейша-Сионицкой

3 ноября исполняется 165 лет со дня рождения русской оперной и камерной певицы Марии Адриановны Дейша-Сионицкой (1859-1932). К этой дате публикуем очерк о певице. 

Творческая деятельность выдающейся русской певицы, замечательного музыканта-просветителя М. А. Дейша-Сионицкой — одна из ярких страниц в истории русской музыкальной культуры.

В 1908 году музыкальный критик Н. Ф. Финдейзен писал в «Русской музыкальной газете»: «На днях в московском Большом театре будут чествовать артистку, деятельность которой одинаково симпатична Петербургу и Москве. Эта артистка — Мария Андриановна Дейша-Сионицкая, справляющая ныне 20-летний юбилей… Редко мне приходилось встречать оперную артистку, с такой правдивостью и искренностью, нередко проникновенностью исполняющую все свои партии. Сильный, гибкий голос, прекрасно обработанный; безукоризненный драматический талант; чудесное понимание характера исполняемой роли и безусловное отсутствие стремления выставлять себя на общем фоне вокальных персонажей — таковы основные, прекрасные черты артистической натуры М. А. Дейша-Сионицкой».

Дейша-Сионицкая родилась в Чернигове. В детском возрасте она очень любила петь, особенно украинские народные песни, и тогда уже голос ее привлекал своим красивым, серебристым тембром. Проучившись один год в Киевском музыкальном училище (класс И. Н. Кравцова), М. А. Дейша-Сионицкая блестяще сдала вступительные экзамены в Петербургскую консерваторию, где занималась в классе Е. Ф. Цванцигер и К. Эверарда. После окончания консерватории в 1881 году молодая певица совершенствовала свое мастерство в Вене и Париже у знаменитой М. Маркези. Главный дирижер Гранд-Опера Э. Колонн предложил М. А. Дейша-Сионицкой дебютировать на сцене парижской оперы, но молодая певица отказалась от заманчивого предложения, вернулась в Россию и поступила в Мариинский театр. 4 апреля 1883 года состоялся ее дебют в партии Аиды. С самого начала театральной карьеры певица с поразительным трудолюбием и настойчивостью работала над новыми сценическими образами. Ее оперный репертуар насчитывал свыше тридцати партий. Редкая артистичность, большой драматический темперамент, глубокое проникновение в образы отличало ее исполнение партий Антониды («Иван Сусанин»), Гориславы («Руслан и Людмила»), Наташи («Русалка»), Ярославны («Князь Игорь»), Кумы («Чародейка») , Иоланты («Иоланта»), Агаты («Фрейшютц») ( Елизаветы («Тангейзер»), Брунгильды («Валькирия»), Валентины («Гугеноты») , Елены и Маргариты («Мефистофель» Бойто) и др.

Это интересно:   115 лет со дня рождения советского ученого, музыковеда Валентины Джозефовны Конен

В 1891 году М. А. Дейша-Сионицкая переехала в Москву и 3 сентября выступила на сцене Большого театра в партии Татьяны. В Большом театре она участвовала в первых постановках «Пиковой дамы» (1891), «Снегурочки» (1892), «Алеко» (1893). Необычайно выразительное, прочувствованное исполнение ею партий Лизы, Купавы, Земфиры высоко ценили П. И. Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков, С. В. Рахманинов, который посвятил певице свой романс «Молитва». После прощального бенефиса весной 1908 года, когда певица исполнила одну из лучших и любимых своих ролей — партию Наташи в опере «Русалка» А. С. Даргомыжского, она покинула оперную сцену.

Дейша-Сионицкая была прекрасной камерной певицей. С 1896 года она часто выступала в концертах «Кружка любителей русской музыки» А. М. и М. С. Керзиных, целью которого была пропаганда произведений русских композиторов. Впервые здесь она исполнила ряд романсов С. И. Танеева, с которым ее связывала большая творческая дружба. Вместе с Ф. И. Шаляпиным, Л. В. Собиновым, И. В. Тартаковым и другими выдающимися артистами она участвовала в концертах Московского общества содействия по устройству общеобразовательных народных развлечений, организованного в 1898 году В. С. Серовой.

Широкий размах музыкальнопросветительная деятельность Дейша-Сионицкой получила после революции 1905 года. Вместе с певицей Е. Э. Линевой и другими крупнейшими деятелями искусства она активно участвовала в создании Московской Народной консерватории, в которой была членом правления и вела класс сольного пения (1907 — 1913). С большим успехом прошли организованные ею три «Концерта иностранной музыки» (1906 — 1908), на которых впервые в Москве были исполнены неизвестные в России сочинения французских, скандинавских и итальянских композиторов. Большое значение для пропаганды русской музыки имели «Музыкальные выставки» (пятнадцать концертов, 1907 — 1911), организатором которых также была Дейша-Сионицкая совместно с Б. Л. Яворским и при непосредственном участии С. И. Танеева. Наряду с произведениями известных русских композиторов на этих концертах исполнялись сочинения начинающих авторов. Здесь москвичи впервые познакомились с фортепианными сочинениями молодого С. С. Прокофьева. В концертах принимали участие лучшие артистические силы Москвы.

Это интересно:   100 лет со дня рождения советского и российского композитора Владимира Рубина

С неутомимой энергией продолжала свою деятельность Дейша-Сионицкая и после Великой Октябрьской социалистической революции. В Коктебеле, где застала ее революция, она заведовала музыкальной частью в санатории, а вернувшись после гражданской войны в Москву, стала преподавать на музыкальном рабфаке, в Первом московском музыкальном техникуме. С 1921 года и до конца своих дней М. А. Дейша-Сионицкая была профессором Московской консерватории. Весь свой огромный опыт сценической и вокально-исполнительской деятельности она описала в книге «Пение в ощущениях» (1926).

К. Игнатьева

 

Ежегодник памятных музыкальных дат и событий. М., 1983.

Данный материал является некоммерческим и создан в информационных, научно-популярных и учебных целях

ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ