К 140 летию русского и советского художника Павла Филонова

8-го января исполняется 140 лет со дня рождения русского и советского художника Павла Николаевича Филонова (1883-1941). К этой дате публикуем очерк о творчестве художника. 

 

В 1914 году в Петрограде состоялась постановка трагедии «Владимир Маяковский». В заглавной роли выступал автор, декорации по его заказу исполнил Павел Филонов. Художник был на десять лет старше юного поэта, но принадлежал к той же фаланге бунтарей, ниспровергателей дряхлого, умирающего мира, его косного быта, нравов, анемичного искусства. Он жил предчувствием ошеломляющих перемен, жаждой единения людей во имя невиданной и прекрасной гармонии. Поэты, художники, ученые, философы прозревали в это время грядущие социальные сдвиги как сдвиги в области духа в масштабе космоса. Еще в 1910 году Филонов сблизился с группой художников, поэтов, музыкантов, объединившихся в «Союз молодежи». К этому кругу принадлежали Велемир Хлебников, Владимир Маяковский, Алексей Крученых, Василий Каменский. На выставках «Союза молодежи» появились первые зрелые работы Филонова. Павел Николаевич Филонов был москвичом. Рано осиротев, он перебрался к сестре в Петербург. Подростка пристроили в живописно-малярные мастерские Общества поощрения художеств на ученье. Пятнадцати лет он начал ходить в вечерние классы рисования того же общества, в 1901 году получил диплом «маляра-уборщика». В 1903 году, после неудачной попытки поступить в Академию художеств, стал заниматься в частной мастерской А. Е. Дмитриева-Кавказского, а на жизнь зарабатывал, рисуя картинки на конфетные коробки.

Лишь в 1908 году, после неоднократных провалов, Филонов поступил вольнослушателем в Академию. Пробыл там недолго и расстался с ней уже в 1910 году, оказавшись в конфликте с преподавателями.

Работы Филонова, академические и сделанные для себя, могли поставить в тупик не только консерваторов-староверов из академического Ареопага. Когда-то ему отказывали в приеме, обвиняя в незнании анатомии. Еще у Дмитриева-Кавказского он овладел ею основательно, почти дотошно, но вот в живописи своей использовал это уменье вразрез со всеми традициями.

Это интересно:   390 лет голландскому художнику Виллему ван де Вельде
Павел Филонов - Коровницы, 1914 (фрагмент)
Павел Филонов — Коровницы, 1914 (фрагмент)

В картинах Филонова предстают мир образов и изобразительная система весьма своеобразного мыслителя и живописца. «Коровницы (1914)—одна из тех картин, от которых вел путь к созданию произведений, где «люди, животные и растения как бы прорастают на полотне в совместном , цветении, переплетаясь своими телами», — так писал о творчестве художника известный литературовед Н. Степанов. В «Коровницах» (фрагмент *) эта тенденция лишь намечена, фигуры людей, животных, элементы пейзажа существуют в пространстве изолированно, хотя явно стремление показать мир в общности, равнозначности, равновеликости всех явлений, всех сфер и уровней жизни.

В картине «Пир королей», в которой Хлебников увидел «пир трупов, пир мести», потрясает беспощадность, физиологизм. В мировоззренческой посылке и приемах экспрессии холст сопоставим лишь со средневековым готическим натурализмом. Трапеза призраков, жутких в своей пластической иллюзорности, показана как грозная мистерия, непонятная, кощунственная. Пронзительно холодные сине-зеленые тона, усиленные зловещим тлением оранжевого, малиново-красного, создают впечатление пробивающегося сквозь плоть вещей, идущего из глубины света — эффект, знакомый по витражам готических соборов.

Как ни сложно искусство начала XX века, мало кто из русских живописцев этой поры с такой силой демонстрирует смятенность, порожденную поступью истории переломного времени, и одновременно стремление найти выход из запутанных противоречий, как Филонов. Его преследует мечта о «мировом расцвете» (название большого цикла картин, тема драматической поэмы, опубликованной Филоновым в 1914 году с собственными иллюстрациями).

В его творчестве можно найти точки соприкосновения с экспрессионизмом, утвердившимся в европейском, прежде всего в немецком, искусстве в годы первой мировой войны и выразившим страх и беспомощность перед варварством человекоубийства, перед социальным неблагополучием в мире. Творчеству же Филонова отчаяние не свойственно, он убежден, что рождается новый мир, мир Утопии. Его идеалы путаны, выражены подчас почти косноязычно, но с убежденностью. Демократизм и бунтарство проявляются в обожествлении пролетариата, его грядущего господства («Ввод в мировой расцвет», «Формула петроградского пролетариата»).

Это интересно:   140 лет со дня рождения советского художника Алексея Шовкуненко

Если экспрессионизм, футуризм, сюрреализм (направления, во многом близкие художнику) почти истерически прокламировали отказ от искусства прошлого во имя современности, то Филонов, также утверждавший принципиальную новизну своего творчества и в теории, и в практике, утверждал одновременно необходимость претворения живых традиций. Он видит задачу творчества в создании летописи Земли, добиваясь как бы стереоскопической глубины — и философской и чисто зрительной, пластической. Сотворение мира продолжается, включая напластования от неолита до цивилизации «электрического века», от первичной органической протоплазмы через растительный и животный мир к человеческому духу и интеллекту.

Идеологическое, даже литературное начало, как и рационализм, анализ превалировали в творчестве Филонова. Поэтому художник не порывал с изобразительностью даже в произведениях, где «космос» картины решался как отвлеченная, лишенная реально-пространственных ориентиров среда, как комбинация геометрических форм или живое шевеление, взбухание аморфной плазмы — краски. Лица, фигуры, предметы, почти пугающие своей конкретностью, вещностью, в его произведениях как бы выкристаллизовываются из хаоса условно-неизобразительного фона.

От повышенной яркости, варварских созвучий цвета, намеренных диссонансов, которые можно отметить в его искусстве середины 1910-х годов, художник идет к почти монохромным полотнам, где объемы лепятся из некой вязкой серо-оливковой субстанции красок, смешанных на палитре, пли к произведениям, где цвет разбелен, высветлен, лишен плотности, что усиливает линейно-графический принцип построения пространства.

Свои идейно-образные и пластические искания Филонов обобщил в работе «Идеология аналитического искусства и принцип сделанности», опубликованной в 1924 году. Некоторыми положениями и терминологически она перекликается с позицией Лефа, с высказываниями Маяковского о работе поэта.

В 1925 году мастер создал из своих учеников группу «Мастера аналитического искусства». В 1932 году была подготовлена большая персональная выставка работ Филонова, но открытие ее не состоялось — одержала верх односторонняя точка зрения тех из критиков, кто не сумел увидеть в его творчестве устремленности к высоким идеалам. Умер художник во время блокады Ленинграда от голода, как и тысячи тех, с кем он разделил трагедию тех дней.

Это интересно:   140 лет со дня смерти армянского художника Степаноса Нерсесяна

Павел Филонов. Каталог. Новосибирск, 1967.

Художественный справочник. Сто памятных дат. М., 1983.

Данный материал является некоммерческим и создан в информационных, научно-популярных и учебных целях

ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ