31-го января исполняется 340 лет со дня рождения французского живописца Людовика Каравака (1684-1754). К этой дате публикуем эту статью о творчестве французского художника.
В 1715 году в Париже Иван Лефорт, уполномоченный Петром I, заключил с «Флоренским мастером» Растрелли, «парижским мастером» Леблоном и «марсельским мастером» Каравакком контракты, в которых оговаривались условия и формы их художественной деятельности в новом для них краю — России. «Поднятая на дыбы» могучим венценосным всадником, она переживала эпоху коренной перестройки всех областей государственной и общественной жизни. В сфере культуры «деяния» Петра поражали размахом, тотальностью и педантизмом. Открытие учебных заведений по образцу западных соседствовало с указом об обязательном ношении европейского платья, утверждение гражданского алфавита — со строительством столицы по специальному плану, написание живописной серии «всешутейшего и всепьянейшего собора» — с украшением Летнего сада в Петербурге итальянской скульптурой.
Для всех этих самых разнообразных начинаний и мероприятий требовались в большом количестве знающие опытные специалисты. Стремясь удовлетворить острую потребность страны в квалифицированных кадрах, Петр I отправлял за границу молодых мастеров для завершения образования и выписывал в Россию «добрых мастеров» — иностранцев, обязывая их обучать русских мастеров. Так оказался у нас и Людовик Каравакк, привлекший внимание русского представителя своим искусством миниатюрной живописи.
Однако в Петербурге он работает, пожалуй, менее всего как миниатюрист. Каравакк берет «на свидетельствование» приехавших из-за границы русских художников, руководит живописной «командой», занимающейся росписью дворцовых помещений, пишет «Полтавскую баталию» в Петергофе, расписывает триумфальные арки и даже мебель, делает рисунки для платьев придворных дам и Триумфальной колонны Растрелли-старшего. И, конечно, пишет множество портретов, так что современнику приходится признать: «все стены в Петербурге кишели ими».
«Он хотел быть универсальным художником»,— раздраженно заметил в своих записках о русской живописи тогдашний директор Художественного департамента при Академии наук Якоб Штелин. Безусловно как мастер Каравакк был фигурой не самой первой величины и своей художественной славой не мог сравниться с такими приезжими знаменитостями, как Л. Токке, Ж.-М. Наттье, П. Ротари. Его кипучую деятельность в самых разных сферах трудно приписать неуемному художественному темпераменту (такого у него и не было), она стала следствием сопряжения самых разнородных интересов, сил и причин: нехватки специальных кадров, тщеславия живописца, оказавшегося вдруг в центре внимания, возможности разбогатеть, нечаянно открывшегося ему огромного поля деятельности и т. д. Так или иначе свой след в истории русского искусства XVIII века Каравакк оставил, и прежде всего благодаря портретам.
По приезде в Петербург он исполнил несколько портретов детей Петра I: «Петенька-шишечка» (1716), парное изображение «Анна и Елизавета» (1717), «Наталья Петровна» (1722). Здесь он демонстрирует все стилистические приметы раннего французского рококо: изящное недетское кокетство образов, легкость и свободу живописной манеры, мифологический декор.
В портрете цесаревен серебристо-белый общий тон, бледные желтые, зеленоватые, красноватые оттенки создают изысканную колористическую гамму. В изображении Петра Алексеевича и Натальи Алексеевны — внуков Петра,— Каравакк прибегает к излюбленному приему мифологического олицетворения: Петр представлен им в виде Аполлона с лирой, Наталья — Дианой с серебристым серпом на голове. А маленькую Елизавету художник пишет полуобнаженной в виде Флоры. Эти портреты — причудливые и по-своему уникальные образцы рокайльного детского портрета в живописи первой четверти XVIII века. Лучшие черты детских портретов Каравакка развил и обогатил в своем творчестве его наиболее талантливый ученик И. Я. Вишняков.
В 1722 году художник исполнил погрудный портрет Петра I в гвардейском мундире. Образ великого государственного деятеля даже в таком камерном изображении привлекает строгим возвышенным строем и убедительной достоверностью. Недаром позже он послужил М.-А. Колло — автору головы «Медного всадника» — важнейшим иконографическим материалом.
Каравакк и после смерти Петра не оставался не у дел — он пишет всех хозяев российского престола времен междуцарствия, а затем становится любимым художником Елизаветы Петровны. Достаточно сказать, что в течение лишь одного года (1744 —1745) она заказала Каравакку исполнить четырнадцать ее портретов для пересылки иностранным державам. По инициативе Елизаветы в том же 1745-м французский художник пишет портрет пятнадцатилетней юной великой княжны Екатерины. Бледная, в скромном темном платье, опушенном мехом, в подаренной Елизаветой диадеме, она представлена бедной немецкой принцессой, только что приехавшей в Россию. Но сдерживаемая острота ума и целеустремленность характера прочитываются в этом скромном облике, недаром в ту пору она писала свой литературный автопортрет «Изображение философа 15 лет», где, кстати, упоминает и портрет Каравакка, находя его «необыкновенно похожим».
В хлопотливой художественной деятельности «марсельского мастера» нельзя не отметить его настойчивого стремления организовать в С.-Петербурге «Академию живописного художества, какая учреждена в Париже». С этим проектом он обращается к Петру I в 1723 году, затем к Екатерине I, Петру II. Наконец при Анне Иоанновне дело как будто сдвигается с мертвой точки: в 1730 году последовал указ об «Академии ремесел», и сам Каравакк назначается «Живописной науки профессором», но благодаря проискам недоброжелателей указ пропадает и—«сие весьма государству полезное дело в забвении осталось». Не оставлял своих попыток Каравакк и в царствование Елизаветы Петровны. Ему не довелось дожить до учреждения долгожданной Академии художеств, но многие конкретные разделы его проекта были реализованы в ней и послужили ко славе русского искусства.
В. ПОЛИКАРОВ
* Фамилия художника в разных интерпретациях пишется по-разному, например так — Каравакк.
Художественный календарь. Сто памятных дат. М., 1984.
ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ