25 июня 2025 года исполняется 165 лет со дня рождения французского композитора Гюстава Шарпантье (1860—1956).
’’Обновление”. Такой заголовок предпослал Р. Роллан своему ’’Очер ку музыкального развития Парижа начиная с 1870 года”. ’’Мне хотелось показать, — пишет он, -тот порыв энергии и веры, который создал заново французскую музыку”.
Своеобразное место в этом движении ’’обновления” принадлежит Г. Шарпантье, композитору, музыкально-общественному деятелю, одному из создателей реалистической музыкальной драмы.
Выходец из демократической среды (его отец был булочником, а сам он в юности работал на прядильной фабрике), Шарпантье очень рано обнаружил музыкальные способности. Начав в родном городе Туркуэне свой творческий путь как скрипач, молодой музыкант направляется в Лилль, а с 1881 года он — студент Парижской консерватории.
Поселившись на знаменитом ’’холме искусств” — Монмартре, Шарпантье с головой погружается в кипучую художественную атмосферу столицы и не слишком усердствует в учении. Однако два года занятий композицией в классе Ж. Массне принесли свои плоды. За кантату ’’Дидона” (1887) Шарпантье удостаивается Римской премии, то есть права совершенствовать свое мастерство в Италии, в Риме.
Пребывание в ’’вечном” городе не было идиллическим. Молодой композитор бурно противился царящему на Вилле Медичи духу академизма. Впрочем, он был не одинок. ’’Нет никакого желания идти старыми хожеными тропинками…” — писал в 1884 году из Рима Дебюсси. Подобные мысли владели и римским стипендиатом Шарпантье.
И вот одно за другим возникают оркестровая сюита ’’Итальянские впечатления” (1890), симфоническая драма для солистов, хора и оркестра ”Жизнь поэта” (1892) и, наконец, снискавшая в будущем громкую известность опера ’’Луиза” (1896). Каждое из названных произведений заявляло о художнике яркой индивидуальности, с собственным творческим кредо. ”Мои произведения — это я сам, — говорил Шарпантье, — и ’’Луиза”, и ’’Итальянские впечатления”, и «Жизнь поэта” -куски моей жизни. Вот почему, чтобы что-то написать, я должен сначала прожить…”
Хорошо знакомая романтическая теза… Знакомая хотя бы по ’’автобиографическим” произведениям Г. Берлиоза, композитора, оказавшего наибольшее влияние на Шарпантье. Недаром ’’Итальянские впечатления” поначалу носили подзаголовок ’’Симфония сентиментальная и живописная”. Но из-под пера Шарпантье рождается иная, не романтическая ’’автобиография”. Чтобы убедиться в этом, достаточно раскрыть ’’Луизу”, написанную на собственное либретто и названную » музыкальным романом”.
Место действия — Париж, точнее, Монмартр с его шумом, пестротой, вечным праздником; время действия — 90-е годы прошлого века; герои — современники автора: юная работница Луиза, ее .возлюбленный поэт Жюльен. Успех оперы, увидевшей свет рампы лишь в 1900 году, превзошел все ожидания. Ни одно из театральных произведений Шарпантье — будь то лирическая драма-феерия «Жюльен, или Жизнь поэта”, частично использующая музыку одноименной симфонии, или эпопея в трех вечерах — ’’Любовь в предместье”, ’’Комедиантка”, «Трагическая актриса” -не принесло ему столь безоговорочного признания.
Оперу хорошо знал русский слушатель: в 1915 году она была поставлена в театре С. И. Зимина в Москве, в 1920-м — на сцене Государственного академического театра комической оперы в Ленинграде.
В чем же был залог успеха? Ведь ’’Луизе” предшествовали такие вершины французского музыкального театра, как ’’Фауст”, ’’Кармен”, «Лакме”, ’’Манон”… В доступности ли ее отмеченного истинным изяществом музыкального языка, в подчеркнутой ли натуралистичности деталей — здесь и выкрики разносчиков, и разноголосица парижских улиц, и радостный гомон народных празднеств… Думается, что и в том, и в другом. Но все же главным достоинством оперы, как справедливо писал современник Шарпантье композитор В. д’Энди, ’’были человеческие характеры, глубоко прочувствованные и замечательно выраженные”
Появление ’’Луизы” было знамением времени. Ведь не случайно одновременно с ’’Луизой” родился один из самых блестящих образцов итальянского веризма (итал. verismo от vero — истинный, правдивый) — опера Д. Пуччини ’’Богема” (1896). Европейский музыкальный театр вновь, и далеко не в последний раз, стремился к воплощению ’’правды жизни», стремился к реализму.
Интересно, что Шарпантье не ограничивался в этом стремлении рамками сцены. Наследуя исконные для Франции традиции массового пленэрного искусства, он создает свое легендарное ’’Коронование Музы” (1898). Грандиозное музыкальное действо, в основу которого легла кульминационная сцена ’’Луизы” (’’Коронование Луизы Монмартра” в третьем акте), разыграл на улицах Парижа сам народ. Выразителен отзыв А. Брюно — очевидца этого ставшего впоследствии традиционным массового праздника. ”В партитуре г. Шарпантье, — пишет он в статье ’’Муза Парижа и ее поэт”, — трепещет подлинная душа улицы. Пронзительные выкрики торговцев зеленью, плетельщиков соломенных стульев, торговок рыбой, тряпичников, возгласы труб, раздающиеся из высоких окон Муниципального дворца и подхваченные изумительно звучащими гармониями оркестра; остроумный балет ’’удовольствия”; дивная, носящая характер апофеоза фанфара Музы, которой наивно и бесхитростно вторит детский хор; перезвон колоколов… Ни один зрительный зал со своими узкими сухими стенами не представит такого поэтически грандиозного, певучего зрелища, как городская площадь, где тысячи и тысячи людей приветствовали молодого музыканта”.
Шарпантье был неутомим в своих демократических начинаниях. Так, по его инициативе на представлении ’’Луизы” 30 апреля 1900 года четыреста мест были отданы парижским работницам. И каждая могла узнать в героине себя!
В том же году Шарпантье организует Народную консерваторию, так называемый институт Мими Пенсон, просуществовавший до второй мировой войны. Здесь девушки из народа могли получить музыкальное образование.
Успех ’’Коронования Музы” заронил в Шарпантье идею создания народного театра. ”Я мечтал о театре, веселом, как ваш смех, солнечном, как ваш взгляд, трагичном, как ваша судьба…” -обращался он к трудовому люду Парижа. Этой мечте не дано было осуществиться, но мысли о массовом искусстве не покидали композитора. Он живо интересовался нарождавшимися в XX веке радио; грамзаписью, кино. В 1936 году Шарпантье консультировал киновариант ’’Луизы”.
Член Французской Академии изящных искусств (1912), кавалер (1900) и командор (1930) ордена Почетного легиона, Гюстав Шарпантье пережил свою славу. После 1913 года он не завершил ни одного своего замысла. Но и тем, что было создано (а к названным произведениям следует присовокупить песнопение-апофеоз ”К столетию Гюго”, 1902; кантату ’’Обманчивые впечатления” на стихи П. Верлена, 1895; романсы на стихи Ш. Бодлера, П. Верлена, К. Моклера, Э. Блемона, Ж. Ва-нора и др.), композитор вписал живую и неповторимую страницу в историю французского музыкального искусства.
Т. Фрумкис
Ежегодник памятных музыкальных дат и событий. 1985. М., 1984.
Данный материал является некоммерческим и создан в информационных, научно-популярных и учебных целях. Указанный материал носит справочно-информационный характер.
ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ