25 июня 2025 года исполняется 115 лет со дня первой постановки балета Игоря Федоровича Стравинского «Жар-птица”
В творчестве композитора ’’Жар-птица” была первым из четырнадцати произведений для балетного театра. Здесь налицо все признаки творческой молодости автора: не хватает цельности развития, в музыке ясно ощущается влияние французского импрессионизма и традиций музыкальной сказочности Римского-Корсакова. Вместе с тем ”Жар-птица” стала первым крупным оригинальным сочинением, которое принесло автору первый большой настоящий успех.
Замысел ”Жар-птицы” возник в среде художников, театральных и литературных деятелей, так или иначе связанных с ’’миром искусства” и антрепризой С. Дяги лева. В разработке либретто принимали участие балетмейстер М. Фокин, литератор П. Потемкин, писатель А. Ремизов, художники А. Бенуа, А. Головин, Н. Стеллецкий. В мемуарах ’’Против течения” М. Фокин писал: ”Не хватало балета из русской жизни или на тему из русской сказки. Мы (Дягилев, группа художников и я) стали искать сюжет… Все образы народной фантазии уже прошли на сцену. Только образ ”Жар-птицы” остался еще неиспользованным, а между тем Жар-птица -самое фантастическое создание народной сказки и вместе наиболее подходящее для танцевального воплощения. Но нет такой сказки о Жар-птице, которая бы целиком подошла к балету. Я взялся соединить различные варианты сказки в одну… и сочинил по ним балетное либретто”.

То, что организаторы ’’Русских сезонов” в Париже остановились на сказке о Жар-птице, было вполне оправдано и русскими национальными чертами ее содержания и возможностью раскрыть образы через роскошно и затейливо поданный ориентализм. Парижская постановка ’’Жар-птицы” была задумана как грандиозная выставка национальных богатств русского фольклора. Именно идея возвеличения русского искусства в глазах Европы, пропаганда лучших его достижений вдохновляла инициаторов Русского балета в Париже, именно в этом видели они прежде всего свою высокую миссию.
Спустя пятьдесят лет после премьеры композитор вспоминал: ”Жар-птица” была для меня плодотворным начинанием, предопределившим в некотором смысле творчество последовавших четырех лет”.
Решение заказать музыку Стравинскому созрело у Дягилева сразу же после концерта, на котором исполнялась фантазия ’’Фейерверк”. ”Там было как раз то, — писал Фокин, — чего я ждал для ’’Жар-птицы”: музыка эта горит, пылает, бросает искрами. Это то, что мне надо было для огневого образа в балете. Элемент звукоподражания, свойственный таланту Стравинского, шипение и свист… все это взволновало нас с Дягилевым”.
Балетмейстер получил идеального сотрудника в создании живописного театрального зрелища. Композитор играл для него наброски, а он мимировал сцены так, как они ему представлялись. Взаимопонимание было безусловным. Вспоминая это время, Фокин писал о балете: ”Он дорог мне не только потому, что музыка написана на мой сюжет, что он имел исключительный успех… но главным образом потому, что в нем осуществлен мой идеал соединения творчества хореографического с творчеством музыкальным, и еще он дорог мне по воспоминаниям о тех волнениях и радостях, которые мы пережили совместно с композитором”.
Премьера ”Жар-птицы” состоялась в парижском театре ’’Гранд-Опера”. Балет шел под управлением дирижера Г. Пьерна, в декорациях и костюмах А. Головина (два костюма — Жар-птицы и царевны Ненаглядной Красы — принадлежали Л. Баксту). Спектакль имел сенсационный успех.
Декорации Головина соревновались с узорчато-красочной ’’византийской” расточительностью музыки Стравинского. На сцене, по словам Фокина, был ’’сад, как персидский ковер, сплетенный из самых фантастических растений, замок невиданной зловещей архитектуры. Все в мрачных тонах с таинственно светящимся золотом”. Чудом Востока возникала в этом саду Жар-птица, одетая Бакстом в пурпур и золото. ’’Карсавина — Жар-птица сделала грим несколько врубелевского стиля, -вспоминал участник ’’сезонов” Н. Солянников, — огромные, загадочные, ’’пустые” глаза птицы-феникса — облик чуждого земле сказочного существа”. А. Бенуа писал, что в исполнении Карсавиной ’’образ феи-летуньи носил в себе черту какой-то чисто восточной истомы”.
Роль Ивана-царевича, царственного и благородного и вместе с тем доверчивого и непосредственного, исполнял М._ Фокин. Царевну Ненаглядную Красу танцевала В. Фокина, которая, по словам Бенуа, представляла собой ’’принцессу со стыдливой грацией и обольстительной ласковостью”.
Судьба многих ранних произведений Стравинского такова, что, начав свою жизнь под чужим небом, они возвращались на родину с опозданием. Так получилось и с ”Жар-птицей”. Она долго странствовала по свету, появляясь на театральных подмостках Лондона, Кейптауна, Берлина, Буэнос-Айреса. На русской сцене балет был поставлен уже после революции, в начале 20-х годов, бывшим Мариинским и Большим театром.
В последующие годы ’’Жар-птица” еще неоднократно привлекала к себе внимание и ставилась как на советской, так и зарубежной сцене.
Е. Сигейкина
Ежегодник памятных музыкальных дат и событий. 1985. М., 1984.
Данный материал является некоммерческим и создан в информационных, научно-популярных и учебных целях. Указанный материал носит справочно-информационный характер.
ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ