21-го января исполняется 365 лет со дня рождения голландского художника Адриана ван дер Верфа (1659-1722). К этой дате публикуем статью о творчестве голландского художника.
Когда произносится имя голландского живописца Адриана ван дер Верфа, то мало у кого возникает ассоциация с определенной картиной или даже школой. В свое время очень знаменитый, ван дер Верф ныне известен только узкому кругу специалистов по голландскому искусству. Он был одним из типичнейших представителей той эпохи, которая наступила вслед за расцветом голландского искусства в середине XVII столетия. Будучи способным художником он, однако, не сумел подняться над средним уровнем искусства, а, напротив, стал его выразителем.
Ван дер Верф родился в окрестностях Роттердама и всю жизнь прожил в этом городе. Сначала он учился живописи у Корнелиса Пеколе, а потом у Е. ван дер Неера. Его учителя были современниками великих живописцев Стена, Терборха, Хальса, Рембрандта, наконец это были художники одного поколения. Поэтому А. ван дер Верф тем или иным способом усваивал лучшие приемы их мастерства. Этому способствовала его природная одаренность. Результаты учения не заставили себя долго ждать: в семнадцать лет ван дер Верф становится признанным историческим живописцем.
В это время голландская живопись приходит в упадок. Уже умерли Хальс, Рембрандт, Вермеер, через несколько лет за ними последуют Стен, Терборх, де Хох. Молодой художник несомненно ощущал себя наследником «великого поколения» голландских живописцев, продолжателем их дела. Но жизнь диктовала свое. Изменились не только нравы и вкусы самих голландцев; изменилось настроение эпохи. Культурные и политические условия, которые сложились в стране, уже не могли способствовать расцвету демократического искусства. Напротив, все было направлено на процветание официального академического стиля. И Адриан ван дер Верф пошел по проторенному пути славы и почестей.
Основа постигших голландское искусство перемен — в глубоких социальных изменениях всего голландского общества второй половины XVII века. Еще Рембрандт в значительной мере стал жертвой этих событий. Суть их заключалась в следующем. То, что было достигнуто нидерландской революцией в XVI веке, демократические настроения бюргерства — все это перерождается. Бюргеры, которые становятся все более богатыми, начинают с завистью смотреть на аристократию. Они копируют ее, стремясь к той же роскоши в манерах, в одежде, в устройстве своей жизни, в быту. Этот «псевдоаристократизм» становится господствующим стилем эпохи. Уже Николай Мас, некогда ученик Рембрандта и мастер сцен домашнего быта, преобразил претензии бюргерства в элегантный художественный стиль. В дальнейшем его начинания продолжили Тенирс в роли придворного живописца, Франс ван Мирис с его салонной живописью и последовательный подражатель французского искусства Каспар Нетшер. Результатом этого процесса было окончательное проникновение идей французского академизма в голландское искусство.
В 1667 году в Амстердаме поселяется льежский мастер Герард Лересс, получивший впоследствии прозвище «нидерландского Пуссена». Он основывает новое академическое направление в живописи, которое сознательно противопоставляет голландскому реализму. Своими классическими по форме и профессиональными по живописи композициями Лересс добился большого признания. Почувствовав себя классицистом, он сформулировал свою теорию искусства в «Книге об искусстве», изданной в 1707 году в Амстердаме.
Художником, в котором современники усматривали блестящего представителя новой манеры и который соединил элегантный артистизм с лучшими живописными традициями своих старших современников, был Адриан ван дер Верф.
Будучи знаменитым он привлек внимание пфальцграфа Иоанна Вильгельма, который в 1696 году проезжал через Роттердам. Последний заказал художнику свой портрет, а также композицию «Суд Соломона». Исполненные заказы ван дер Верф сам отвез в резиденцию пфальцграфа—Дюссельдорф и имел там колоссальный успех как официальный портретист.
Действительно, портреты — самый удачливый для ван дер Верфа живописный жанр. Свидетельство тому — блестящий автопортрет из амстердамского Рейксмузеума (1699). Художник изобразил себя с палитрой в левой руке и одним из портретов собственного исполнения в правой. Автор демонстрирует свою работу зрителю, как бы говоря: «Посмотрите, как они похожи! Они как живые!» И в самом деле он оживляет свои персонажи. Они сходят с холста, запутываясь в складках одежды своего создателя. Ван дер Верф явно гордится не только своей картиной, но и самим собой. Он изображает себя в позе настоящего маэстро, благородного аристократа (через четыре года после написания этого автопортрета ему действительно даровали дворянство). На шее массивная цепь с медалью, на которой выбит профиль Иоанна Вильгельма — знак монаршей милости.
И если автора этого автопортрета можно упрекнуть в излишней холодности и официальности, то, говоря о технике исполнения картины, можно только восторгаться. С высочайшим мастерством и достоверностью переданы складки бархатного плаща и шелковой куртки, лицо и фигура самого художника, как и персонажей портрета, буквально дышат жизнью.
Но Адриан ван дер Верф был не только портретистом. Его кисти принадлежат картины на исторические, мифологические и библейские темы. В коллекции Государственного Эрмитажа хранятся десять его полотен. Причем подобные композиции ван дер Верфа более академичны и классичны, чем его портреты, в которых уже проглядывают черты стиля рококо.
Адриан ван дер Верф был истинным сыном своего времени. Ему не удалось преодолеть холодность и бездушность официального искусства, да и неизвестно, хотел ли он этого. Но его умение отражать реальную действительность было поистине мастерским. Этим художник через голову XVIII столетия предвосхитил XIX век.
А. САРАБЬЯНОВ
Художественный календарь. Сто памятных дат. М., 1984.
ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ