23 июня исполняется 140 лет со дня рождения (1885) Юлиуша Остэрвы (настоящая фамилия Малушек), польского актера, режиссера и театрального деятеля (умер в 1947 году).
Юлиуш Остэрва — один из крупнейших реформаторов польской сиены. Дебютировав в 1904 г. в Театре Людовы, он работал затем в Кракове, Познани, Вильно, Варшаве. Превосходный актер, Остэрва сыграл Петра в «Дзядах» Мицкевича, Дона Фернандо в «Стойком принце» Кальдерона, Конрада в «Освобождении» Выспянского, Кордиана в одноименной пьесе Словацкого и др.
Во время первой мировой войны в Москве состоялась встреча Остэрвы со Станиславским. Творческие принципы МХТ легли в основу созданного режиссером (совместно с М. Лима-новским) в 1919 г. театра «Редута», который просуществовал двадцать лет. После второй мировой войны Остэрва активно включился в строительство театра новой Польши, но судьбою ему было отмерено всего два года…
Остэрва никогда не был самоуверенным гордецом оттого, что был действительно великим и что природа дала ему физическое великолепие, так гармонически сочетающееся с душевными качествами. Он был скромен, знал свои возможности, и все то, что можно было «продать» для личных целей, отдавал всегда общей работе, общей идее, общей цели воспитания человека — актера — художника.
Это была главная цель, большая забота Остэрвы, которой он посвятил свою жизнь. Идея воспитания нового актера потребовала от него многолетней трудной, неблагодарной работы, изобилующей обманами и неожиданными разочарованиями.
Многие судили о нем ошибочно и плохо, многим казалось, что Остэрва, человек огромного обаяния,— эгоист, самовлюбленный и поверхностный, пусть даже очень хороший актер, но ничего больше. Надо было видеть это «ничего больше» во время работы! Деятельный, серьезный, спокойный, полный смелой инициативы, сосредоточенный и необычайно доступный — он любил людей, людей труда, профессионалов, искал их и всю жизнь у них учился.
Кипы бумаги исписывал Остэрва заметками об организации, о значении того или иного положения в театре как в творческой мастерской. До поздней ночи можно было застать его за небольшим столиком — здесь появились замечательные репертуарные концепции и были задуманы известные по всей Польше гастроли «Редуты», побывавшей в самых удаленных уголках страны, у людей, которые еще никогда не видели театра и не слышали прекрасного польского слова. С полным удовлетворением выступал в этих бедных, маленьких городишках; считал это для себя великой честью и поднимал своих актеров до понимания смысла такой работы — служения всем гражданам, всему обществу, разрыва с элитарным театром.
Из кн.: Gall I. Mój teatr. Krakow, 1963. (Перевод Л. А. Борисовой).
О театре «Редута»
…Обаяние личности, способность зажечь других и увлечь за собой окружающих. Этими качествами в высшей степени обладал Остэрва, что помогло ему создать в «Редуте» атмосферу, «какой ни раньше, ни потом не было ни в одном польском театре». Он умел заражать всю труппу своей верой в высокую миссию театра, своей волей к борьбе со всем, что снижает искусство, своим энтузиазмом, энергией и творческой фантазией. В «Редуту», при которой со временем возник институт, устремилась молодежь, искавшая в театре не только хорошие роли, аплодисменты, славу. Такого энтузиазма, бескорыстного самопожертвования, какие были в «Редуте», нельзя было найти ни в каком другом польском коллективе.
В «Редуте» действительно считали театр «храмом искусства». Сцена, где совершался акт коллективного творчества труппы, воспринималась как священное место — алтарь искусства. Все в театре должно было служить созданию творческой атмосферы: коллектив единомышленников прилагал все усилия к тому, чтобы в нем было уютно, чтобы театр был желанным домом, в котором каждый хорошо себя чувствует и который самим своим настроением благоприятствует проявлению в актере всего самого ценного, самого лучшего, самого высокого.
В «Редуте» все делалось во имя главной цели — спектакля; самый скромный служитель театра чувствовал себя полноправным членом коллектива, а блестящий талант—только его более знающим и умеющим коллегой. Не было «звезд», несмотря на то, что в труппе были такие яркие индивидуальности, как Остэрва и Ярач. Самолюбие, амбиции отдельных членов труппы должны были полностью подчиняться общим интересам и целям.
Из кн.: Сибиряков Н. Мировое значение Станиславского. М., 1974.
Театральный календарь на 1985 год. М., 1984.
Данный материал является некоммерческим и создан в информационных, научно-популярных и учебных целях. Указанный материал носит справочно-информационный характер.
ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ