115 лет со дня рождения французского драматурга Жана Ануя

23 июня исполняется  115 лет со дня рождения французского драматурга Жана Ануя (1910-1987).

 

Жан Ануй — один из создателей французской интеллектуальной драмы. Его лучшие произведения, написанные в годы, когда разжигалась и шла вторая мировая война, проникнуты духом нетерпимости к обывательской морали, конформизму — всему, что потворствует фашизму. Его «Антигона» (1943), сыгранная в оккупированном немцами Париже, прозвучала как призыв к сопротивлению.

Пьесы Ануя ставятся во всем мире; советским зрителям помимо «Антигоны» хорошо знакомы «Жаворонок», «Медея», «Эвридика», «Бал воров», «Ужин в Санлисе».

…У Ануя все персонажи делятся на максималистов-романтиков, созданных для того, чтобы осуществить свой непреклонный порыв к свободе, и людей компромисса, предназначенных обыденной жизни. Главная разграничительная линия в его пьесах проходит, как известно, между теми, кто сказал обществу «да», и теми, кто сказал «нет».

Соответственно своему амплуа действующие лица располагаются в пространстве (на разных ступенях социальной лестницы, а также на авансцене решающих событий или на заднем плане) и во времени. Юные герои, рожденные для подвига, имеют в своем распоряжении одно мгновение, ослепительное и грозное, как вспышка молнии, — остальные должны действовать на протяжении всех отпущенных человеку лет. (Существуют две породы людей. Одна порода — многочисленная, плодовитая, счастливая, податливая, как глина: они жуют колбасу, рожают детей, пускают станки, подсчитывают барыши — хороший год, плохой год, — невзирая на мир и войны, и так до скончания своих дней; это люди для жизни, люди на каждый день, люди, которых трудно представить себе мертвыми. И есть другая, благородная порода — герои. Те, кого легко представить себе бледными, распростертыми на земле, с кровавой раной у виска, они торжествуют лишь один миг — или окруженные почетным караулом, или между двумя жандармами, смотря по обстоятельствам, — это избранные…) Попытка переступить через границы амплуа, жить в ином исчислении, чем предназначено по роли, не ведет к добру.

Это интересно:   150 лет со дня рождения итальянской актрисы Эммы Граматики

Медея влачит дни в безнадежном исступлении, потому что нарушила закон амплуа; созданная для того, чтобы в юные годы совершить свой неистовый, беспримерный подвиг и умереть, она захотела, подобно другим женщинам, обзавестись мужем и детьми. Но эта роль не для нее. Повторяя свои подвиги — свои безрассудства — она стала пугалом для людей, в конце концов и сам Язон тяготится ею.

В «Эвридике» влюбленные пытаются задержать миг счастья, мечтают пронести романтическое чувство сквозь сальные будни — конечно же, их попытка обречена, — они созданы для того, чтобы совершить подвиг любви и уйти в мир теней.

Антигона яростно борется с Креоном за то, чтобы он не сбил ее с роли, не приговорил к долгой жизни. . .

Из кн.: Зингерман Б. Очерки истории драмы XX века. М., 1979.

 

О спектакле «Антигона» в Тбилисском театре им. Руставели (1968)

В центре спектакля — два характера и соответственно два актера. Креон и Антигона. Серго Закариадзе и Зина Кверенчхиладзе.

С точки зрения «трезво-практического» Креона подвиг Антигоны необоснован, это не подвиг, а фарс. Спектакль, однако, воспроизводит — спокойно, объективно — фарсовую сущность «здравомыслия» Креона.

Разве не заманчиво было «обличить» этого Креона, сценически «разоблачить» его? Но вместо всего этого — максимальная артистическая сосредоточенность, спокойствие предварительного анализа, как на судебном следствии, и, как у судьи, максимальная объективность…

Такому Креону поступок Антигоны кажется крайне нелепым. И, как умный человек, он вовсе не торопится противопоставить ей свою власть. Вообще до поры до времени он вовсе не выступает в роли правителя. Полудетский, наивный фанатизм Антигоны он разбивает легко, разумными доводами, как мудрый отец. И ни мы, ни Антигона не можем с ним не согласиться.

Это интересно:   90 лет артистке балета Марине Кондратьевой

Но — осталось главное. И вот это главное в Антигоне оказывается недоступным Креону и неприступным. Главное — это естество нормальной человеческой личности, которую ни подчинить, ни подмять под свои каноны Креон не может…

Из ст.: Крымова Н. Прощание Антигоны.— Театр 1969, № 1.

 

Лит.: Ануй Ж. Пьесы. В 2-х т. М., 1967.

Театральный календарь на 1985 год. М., 1984.



Данный материал является некоммерческим и создан в информационных, научно-популярных и учебных целях. Указанный материал носит справочно-информационный характер.

ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ