В 2025 году исполняется 590 лет со дня рождения австрийского живописца и скульптора Михаэля Пахера (ок 1435 -1498)
Одним из величайших достижений немецкого искусства 14 —15 веков является резной деревянный створчатый алтарь, который занимает главное место в пространстве собора и служит центром литургического действия. Алтарь представляет собой грандиозный комплекс — образец синтеза скульптуры, живописи, архитектуры и декоративного искусства. Украшения навершия устремляются ввысь, к сводам собора. Мерцание серебра и золота в скульптурных частях, сияние ярких цветов в живописных створках, разнообразие декоративных деталей привлекают взоры молящихся. Но алтарь содержит и большую иконографическую программу. Его размеры, сложная композиция позволяют в соответствии с пожеланиями заказчиков вместить в него целый мир образов и идей, начиная от подробного изложения на створках эпизодов жития святых — патронов церкви — и кончая величественным апофеозом Христа или богоматери в центральной части.
У классического алтаря — три облика. В будничном закрытом виде он представал в обычные дни. По воскресным дням открывалась одна пара створок, и зрители видели жития святых в подробном рассказе; по праздникам же раскрывалась и вторая пара створок, и тогда алтарь представал во всем своем великолепии — с центральной сценой в коробе, выполненной в круглой скульптуре, в окружении живописных композиций. Скульптуры были раскрашены и обильно покрыты позолотой, а фоном им служила имитация роскошных тканей.
Живописные и скульптурные части алтаря выполнялись чаще всего разными мастерами, причем живописец раскрашивал также и скульптуры, но иногда живописными и скульптурными работами занимался один автор, впрочем, все равно привлекавший к себе в помощь подмастерьев. Таким мастером был и Михаэль Пахер.

Один из крупнейших в немецком искусстве второй половины 15 века резчиков по дереву и живописцев, Пахер был главой большой мастерской по изготовлению алтарей. Он родился в Пустертале, в Южном Тироле. Сохранившиеся документы упоминают о нем в 1462 году как о жителе тирольского города Брунека. Уже в 1467 году он был хозяином мастерской и бюргером Брунека, получал большое количество заказов, так как был самым известным мастером во всей округе.
Первым крупным произведением Пахера был главный алтарь церкви в Санкт-Лоренцене в Пустертале, выполненный в 1460—1465 годах. От него сохранились центральная скульптура богоматери с младенцем и несколько живописных композиций со сценами из жития св. Лаврентия. Если в
скульптуре еще ощущается наследие так называемого «мягкого стиля», распространенного в 14 веке, то в живописных створках появляется нечто совершенно новое: свобода в расположении фигур, выявление объемов и, главное, применение линейной перспективы. Это особенно ощущается в двух из сохранившихся четырех композиций —«Раздаче милостыни» и «Мученичестве св. Лаврентия».
Известно, что Пахер ездил в Италию, это было несложно для него как уроженца Тироля, соединяющего германские и североитальянские земли, хотя и противоречило традиции, предписывающей молодому подмастерью посетить Нидерланды. Документально подтверждено его пребывание в Падуе в 1453 году. Возможно, что после 1475 года Пахер вновь посетил Италию. В Падуе на него неизгладимое впечатление произвели фрески Мантеньи в капелле Эремитани и рельефы алтаря Санто работы Донателло. Перспективное построение пространства, монументальность фигур, естественность движений не только поразили воображение тирольца, но и заставили его, по-видимому, перестроить основы своего искусства.
Следующий большой заказ Пахер выполнял для местечка Грис близ Боцена (Больцано). В 1471 году ему был заказан алтарь со скульптурной сценой «Коронование богоматери» в коробе и скульптурными рельефами боковых створок. Особенно интересны статуи архангела Михаила и св. Эразма, стоящие по бокам центральной композиции.
Алтарь отцов церкви для монастыря в Нейштифте, созданный между 1475 —1479 годами,— полностью живописный, без скульптурных частей. В произведениях Пахера-живописца в большей степени, чем в скульптуре, видно то новое, что он мог усвоить, изучая произведения художников итальянского кватроченто, а также, вероятно, своих соотечественников — Конрада Вица и Ганса Мульчера.
Фигуры четырех отцов церкви — Иеронима, Августина, Григория и Амвросия — изображены, наподобие скульптуры, под резными балдахинами; об опыте Пахера-скульп-тора говорит и объемная моделировка фигур. Плитки пола уходят в перспективном сокращении, в точной перспективе изображена люлька с ребенком — атрибут св. Амвросия. Все детали — пюпитры, пилоны, раскрытые книги — выписаны с тщательным стремлением передать их расположение в пространстве — новшество для искусства Германии 15 века. Опыт скульптора сказывается и в обилии изваяний, украшающих табернакли. Иллюзорность пространства, в котором расположены сидящие фигуры святых, подчеркивают парящие над их головами голуби.
Этот алтарь был последней ступенью перед шедевром мастера — алтарем для паломнической церкви св. Вольфганга в Абернзее, который был заказан Пахеру в том же 1471 году, что и Грисский. 1481 год, как говорит надпись на нижней раме внешних створок,— время его завершения. В работе над этим грандиозным сооружением (общая высота алтаря более 11 метров) принимали участие многочисленные подмастерья, но, несомненно, основной замысел и выполнение самых важных частей принадлежат мастеру. Этот алтарь — один из немногих сохранившихся в своем первозданном виде на том месте, где его установил сам Пахер, ибо, как указано в договоре, мастер не только обязан был самолично доставить готовые части алтаря на место, но и поправить испорченное по дороге, проследить за выполнением столярных работ и смонтировать алтарь в соответствии со своим замыслом.
Алтарь церкви св. Вольфганга посвящен Марии, патроны алтаря — святой Вольфганг (покровитель местности) и святой Бенедикт, так как заказчиком алтаря был аббат Бенедикт Эк Мондзееский. С этим связана и иконографическая программа, выполненная Пахером.
Как это было принято, алтарь состоит из пределлы, соединяющей основание с коробом, центральной части, в которой есть скульптурный короб и две пары живописных створок, и скульптурного навершия с распятием, фигурами предстоящих и изощренными архитектурными украшениями, устремляющимися ввысь. Алтарь фланкируют фигуры стражей, охраняющих его святых воинов Георгия и Флориана. Когда алтарь имеет свой будничный облик, на закрытых створках видны четыре эпизода из легенды о св. Вольфганге в живописном исполнении. В этой, наименее важной работе принимали участие члены мастерской.
В воскресные дни раскрываются внешние створки, и перед зрителями предстают восемь живописных композиций со сценами из жизни Христа, от крещения до воскрешения Лазаря. Композиции представляют собой не последовательный рассказ о событиях, а ряд самостоятельных картин, в каждой из которых действие разворачивается в пейзаже или в сложном пространстве интерьеров. Изображая интерьеры, Пахер виртуозно использует возможности своего искусства. Здесь то мастерски показанные своды, уходящие вдаль в сильном перспективном сокращении, как в сцене «Христос и грешница», то сложная игра пространственных планов, как в «Изгнании торгующих из храма». Уроки Мантеньи и Донателло ощущаются в том, как умело располагаются в пространстве многочисленные фигуры в сложнейших поворотах. Художник будто бы хочет продемонстрировать свое умение, ставя перед собой все более сложные пространственные задачи и применяя линейную перспективу. Так, например, он выстраивает в два ряда пузатые сосуды в перспективном сокращении на первом плане композиции «Пир в Кане». Фигуры, окружающие гробницу Лазаря в сцене «Воскрешение Лазаря», напоминают строение рельефов Донателло. Обнаженный Лазарь, показанный в сложном ракурсе, лежит в мраморной гробнице, окруженной четырьмя мраморными колоннами. Плитки пола подчеркивают эффект убегающего вдаль пространства. Даже нимбы Христа и апостолов приобрели телесность и напоминают фарфоровые тарелки, в зависимости от поворота фигур они меняют форму по законам перспективы.
Праздничный вид алтаря с открытыми внутренними створками поражает своим великолепием. Короб со скульптурным изображением коронования Богоматери — это центр и, по замыслу алтаря, выражение апофеоза Марии. На створках видны сцены богородичного цикла, начиная от рождества и кончая успением. Статуи Христа и богоматери в пышных, ниспадающих складками одеждах блещут золотом. Ангелы поддерживают плат и плащ Марии. По бокам стоят фигуры святых — Вольфганга и Бенедикта. По сравнению с более традиционной и архаичной центральной композицией эти фигуры — полнокровные, полные ренессансного чувства собственного достоинства — поражают к тому же удивительной портретностью лица, сосредоточенностью их выражения. Но в целом скульптуры Пахера производят более архаичное впечатление, чем его живопись. Пахер-живописец — новатор, далеко обогнавший своих современников; он первый в немецком искусстве последовательно применяет перспективу, по-новому организует пространство, моделирует объемы, так что это у него порой превращается в своеобразный кунстштюк. Пахер-скульптор больше привержен традиции.
Михаэль Пахер умер в Зальцбурге во время установки нового алтаря в приходской церкви. Его достижения не были поняты современниками, и он был одинок в своих пространственных исканиях и в обращении к итальянскому искусству. А между тем именно эти черты творческого облика Пахера во многом предвосхищали искусство великого Дюрера.
М. ДМИТРИЕВА
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1985 г. М., 1985.
Данный материал является некоммерческим и создан в информационных, научно-популярных и учебных целях
ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ