16 января исполняется 130 лет со дня рождения латышского и советского художника-авангардиста Густава Густавовича Клуциса (1895-1938*).
Весной 1918 года Советское правительство переехало из Петрограда в Москву. Охрана Кремля, как прежде охрана Смольного, была доверена красным латышским стрелкам, принимавшим самое активное участие в Октябрьской революции. Среди них был и Густав Клуцис, когда-то окончивший художественную школу в Риге, а в бытность свою в Петрограде писавший декорации для Охтенского рабочего театра. Принимать либо не принимать революцию — подобного вопроса у него просто не возникало. Его старший, брат в 1905 году был приговорен как «политический» к 15 годам каторги, а позже он и сам выполнял поручения подпольной партийной организации. Летом 1918 года Клуцис был вместе с другими красными латышскими стрелками брошен на борьбу с выступлениями анархистов и разгром эсеровского мятежа.
Но Клуцис стремился к завершению художественного образования. Он начал посещать студию В. Мешкова, а затем студию И. Машкова. Позже молодой художник поступил во Вторые Свободные художественные мастерские. После недолгого обучения у К. Коровина он перешел в мастерскую А. Певзнера.
В августе 1920 года Клуцис вместе с А. Певзнером и его братом Н. Габо устроил в летнем помещении на Тверском бульваре выставку картин и пространственной скульптуры. На ней он выступил как мастер-экспериментатор. Его интересовали исследования природы цвета, утопическая архитектура (проект динамического города), новые пространственные конструкции. От отвлеченных чертежей был один шаг к малой агитационной архитектуре — к проектам киосков, радиорупоров, а опыты с цветом послужили базой для теоретического и практического курса, который Клуцис вел во Вхутемасе.
Сам художник понимал направляющее значение своих ранних динамических конструкций из различных материалов, положивших, как он говорил, «начало методу оформления пространства», принятому на индустриальных факультетах Вхутемаса. Клуцис разрабатывал проекты производственной и бытовой одежды для работниц и детей, оформление жилищ и улиц. Но, пожалуй, основное в его творчестве после экспериментальных работ — книга, полиграфическое искусство и политический плакат. В книге Клуцис выступил среди тех мастеров, которые решительно обратились к языку типографских знаков, ставшему составной частью художественной концепции книги. Массовой книге впервые отдавалось очевидное предпочтение перед уникальной. На работах Клуциса лежит печать публицистичности, свойственной агитационному искусству. Он использует ясно читаемые, броские наборные шрифты, по-пла-катному активные контрасты красного и черного цвета. Одним из первых он широко вводит в книгу фотомонтаж, документальную иллюстрацию. Но в этом нет механической подмены рисунка более объективной зрительной формой. Клуцис предпринимает целенаправленный смысловой монтаж материала (иллюстрации к книгам «Ленин и дети», «Будни летающих летчиков»).

Фотомонтаж с активностью его формы, включенный в сложную цветовую фактуру листа, оказался чрезвычайно действенным в плакате («Комсомольцы на ударный сев»). Плакаты Клуциса призывны и страстны. В них всегда мы ощущаем динамичность и предельную выверенность каждого решения. Цвет как бы подчеркивает выразительность фотографии. Нередко в плакате Клуцис создает средствами фото целую фреску, размещая на одном листе многоплановый монтаж разнородных фактов и событий. Художник не повторяется, понимая, что штамп по существу сводит на нет «бронебойность» плаката. Для него плакат — оружие борьбы.
Фотомонтаж Клуцис использовал и для создания сверхгигантских агитационных панно на улицах праздничного города. С помощью фотомонтажных композиций он оформлял выставки. Клуцис много писал о фотомонтаже, выступая как пропагандист нового метода, по предостерегая против повальной моды, внешнего трюкачества, нехитрого заимствования приемов западноевропейского фотомонтажа, ставившего, как правило, иные цели.
Через всю жизнь художник пронес убеждение в том, что «революция требует от искусства совершенно новых форм, не существовавших никогда раньше». И он искал и находил эти формы. Работы Клуциса во многом определили облик нашего плаката на рубеже 20-х и 30-х годов и получили немалый отклик за рубежом.
* В советских источниках указывался год смерти художника 1944-й, но художник был расстрелян по сфабрикованному делу в 1938-м году.
Литература: Густав Клуцис. Каталог выставки. Рига, 1970.
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1975 г. М., 1974.
Данный материал является некоммерческим и создан в информационных, научно-популярных и учебных целях. Указанный материал носит справочно-информационный характер.
ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ