12-го сентября исполняется 115 лет со дня первой постановки оперетты Франца Легара «ГРАФ ЛЮКСЕМБУРГ».
«Это замечательная музыка. А ваш Легар-то — типичный верист, очень яркий, самостоятельный, блестящий…» — так отозвался А. К. Глазунов, услышав впервые оперетту Ф. Легара «Граф Люксембург». Написанная в 1909 году, она, как и созданная перед этим оперетта «Веселая вдова» (1905), несла в себе очень много нового. После блестящих достижений Оффенбаха и Эрве, Лекока и Планкетта во Франции, И. Штрауса и Зуппе в Австрии жанр оперетты к началу XX века выродился в фарс или костюмированное музыкальное ревю.
«Моя цель, — писал Легар, -облагородить оперетту. Зритель должен переживать, а не смотреть и слушать откровенные глупости”. В этом — суть созданного Легаром жанра нововенской оперетты.
Путь композитора к жанру оперетты был не прост. В Праге молодой скрипач, уроженец Венгрии, окончив консерваторию, показал свои сочинения (две сонаты и несколько пьес) А. Дворжаку. Тот заметил: «Повесь скрипку на гвоздь! Ты рожден быть композитором». По настоянию отца-капельмейстера Легар с 1890 года становится дирижером военных оркестров, не переставая при этом сочинять. Он пишет песни, марши, вальсы, польки. Уже здесь проявился яркий мелодический дар композитора. Опера «Кукушка» (1896) из русской жизни, поставленная в Лейпциге, принесла ему известность. Но только в венском театре «Ан дер Вин», где с 1902 года Легар работал вторым дирижером, раскрылись все его природные дарования. Спектакль «Венские женщины», поставленный в том же году на сцене этого театра, открыл новый период его творчества. И хотя в своих первых опытах Легар еще находился в русле опереточных штампов, он уже определил для себя, какой будет его оперетта. Идя по пути, намеченному И. Штраусом, он широко привлекает городской фольклор, интонации и мелодии венгерских, сербских, польских, испанских и других народных песен, а также танцевальные жанры, особенно вальс, который станет у него ведущим. Настойчиво изучая законы жанра и требования своего времени, Легар ищет новые жизненные положения в драматургии спектакля. Отказавшись от условно исторического представления с его красочными декорациями и костюмами, театральностью положений, он приближает жанр оперетты к жизни, к духовному миру своих современников, вызывая у слушателей ощущение сопричастности к происходящим на сцене событиям.
Такой была и оперетта «Граф Люксембург». Незатейливая история молодого человека, единственное богатство которого — его графский титул, дает возможность Легару рассказать о жизни простых людей, их чаяниях и надеждах, их высоких нравственных качествах, которые не смогла сломить нищета. Комические ситуации, лирические арии, дуэты перемежаются буффонными куплетами, и все эти номера сплетены в едином, сквозном развитии характеристик. В музыкально-драматическом решении спектакля много от оперы. Подобно своему другу Дж. Пуччини (опера «Богема») , Легар выводит на сцену артистов в современных костюмах, рассказывает привычным для публики языком о жизни талантливой и веселой молодежи Монмартра. Наряду с использованием оперных приемов (развернутые формы, тонкая, изобретательная оркестровка, лейтмотивы) композитор вводит новую для жанра оперетты приподнятость разговорных диалогов, органично и непосредственно переходящих в пение и танец. Причем очень мелодичные, поэтические вальсы становятся продолжением развития сюжета, передавая внутреннее состояние и переживания героев.
Камерность спектакля, ограниченное количество действующих лиц, лирико-интимный сюжет, тяготеющий к музыкальной мелодраме, насыщенная действием драматургия, требующая высокого актерского мастерства, в сочетании с ярким мелодизмом и современными ритмами привлекали публику всех стран мира. В дальнейшем Легар, написавший свыше тридцати оперетт, переносил из одной в другую приемы и ситуации, найденные в лучших своих спектаклях — «Веселая вдова», «Граф Люксембург» и «Цыганская любовь».
Спрос на оперетты Легара повлек за собой в музыке многочисленные подражания эпигонов, а в издательском деле — «серийное» производство либретто, клавиров с описанием мизансцен и полных партитур. В бюджете Австрийского государства, строго контролировавшего их распространение, появилась новая статья дохода. Таким образом, центр опереточного жанра благодаря Легару из Парижа переместился в Вену. Оперетта «Граф Люксембург» стала вершиной творчества композитора, где он утвердил созданный им новый тип оперетты.
На русской сцене произведения Легара появлялись сразу же после их премьеры в Вене. Оперетта «Граф Люксембург» была поставлена в 1909 году в Петербурге в театре «Буфф», где были заняты такие известные артисты, как Полонский, Зброжек — Пашковская, Рахманова, Северский, Рут-ковский и Дальский. Ставилась она и на сцене советского театра (Петроград — 1918, Москва -1923).
В период становления Музыкальной комедии в советском театре классическая оперетта сыграла важную роль. Обращение Вл. И. Немировича-Данченко к жанру оперетты способствовало выработке новых принципов в подходе к «развлекательному» жанру. Очищая его от штампов, пошлости, бездумной развлекательности, режиссер стремился выявить здоровый, реалистический дух, демократическую основу веселого лирико-комедийного спектакля, заостряя социальные черты, углубляя сценическое поведение и мотивировки действий героев. На основе этих принципов в 1958 году по заказу Радиокомитета Ярон осуществил новую постановку-монтаж оперетты «Граф Люксембург», где наряду с артистами оперетты принимали участие и оперные певцы. В постановке были выявлены наиболее важные сюжетные линии, расставлены социальные акценты, подчеркнуты высокие нравственные идеалы героев, благодаря чему в этой редакции оперетта обрела новую жизнь на сценах многих театров Советского Союза.
В. Матвеева
Ежегодник памятных музыкальных дат и событий. М., 1983.
ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ