Из сборника статей о Викторе Карловиче Монюкове «НА ТО И ПАМЯТЬ НАМ ДАНА»
ИГОРЬ ЗОЛОТОВИЦКИЙ «Я СЧАСТЛИВ»… Читать ранее
Читать далее… ВЛАДИМИР МАШКОВ «ЗА-МЕ-ЧА-ТЕЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК»
Вячеслав Невинный-младший «Имя близкое и родное»
(глазами учеников)
Я попал в Студию сразу после средней школы. Воспринимаю Виктора Карловича в творческом плане, в обучении всему тому, что относится к профессии, как отца своего.
Первое знакомство с ним поразило меня. Я понял, что это человек очень большого интеллекта, педагогического таланта. Сейчас педагоги, которые работают в театральных вузах, в основном артисты, которые не нашли себе применения на сцене. А Монюков был педагогом от Бога, этому призванию он посвятил всю свою жизнь.
Наше обучение — действительно, студенческое счастье. Мы, студенты, все очень разные, оказались на одном курсе. Необыкновенное педагогическое чутье Виктора Карловича позволило собрать своего рода маленький театр. Он сказал, что курс будет небольшой труппой. Артисты были подобраны на все амплуа. И может, благодаря этому не возникло никаких проблем впоследствии. Когда мы закончили Школу-студию и Миша Ефремов, наш однокурсник, захотел с группой единомышленников сделать свою студию, весь состав спектакля «Пощечина» по Ю. Олеше влился в Театр «Современник».
В самом начале нашего обучения Виктор Карлович предупредил: «Ребята, я буду воспитывать вас во многом. Научу актерской профессии. В быту вы должны будете знать, как общаться…». На занятия он приходил с дипломатом, в котором были его записи и… лекарства. Если кто-то хворал, Виктор Карлович раскрывал дипломат и давал таблетки. По призванию он еще и медик: любил и умел лечить.
На первом курсе при всеобщем романтическом настроении у нас образовалась пара. Андрей и Маша поженились. Гуляя на свадьбе, счастливые, все вместе мы сидели за большим праздничным столом и пели: «…скажем: «Моня, будь нам королем, нашим королем». А он вторил: «Королем? Ну что ж, согласен быть». Необыкновенно близкие чувства возникли на курсе между студентами и педагогом. Его сразу все полюбили, потому что чувствовалось: он отвечает за нас, он нас учит.
С предыдущим курсом Виктор Карлович ставил «Преступление и наказание». Перечитав всего Ф.М. Достоевского, он буквально отдался этой дипломной работе. Спектакль шел четыре часа. Все студенты играли замечательно. От них мне довелось услышать: «Моня научит, он даст профессию, играть будешь, будешь знать, что играть и как играть в любой ситуации».
Конечно, до профессии дело не дошло. Первый курс был насыщен всякого рода упражнениями, этюдами. Виктор Карлович заботился, чтобы обучение шло по самому последнему слову педагогики. Брались сложные упражнения. Например, ставилась перегородка, разделявшая пространство зала. На одной половине студент делал какое-то физическое упражнение и одновременно произносил стихотворную строчку, а на другой, не видя его, партнер должен постараться пластически выполнить то же самое и продолжить стихотворную строку. Может показаться чудом, но люди, не видя друг друга, только из-за того, как они внимательно друг друга слушают, почти один в один повторяли физические упражнения, которые делали их коллеги. У однокурсников, наблюдавших со стороны, перехватывало дыхание. Теперь я понимаю: если очень внимательно относиться к партнеру, можно, не видя его, полностью ему соответствовать, то есть слышать его, отвечать на какие-то душевные колебания, нюансы, которые возникают во время игры. Партнерство на сцене, к которому Виктор Карлович нас подготавливал, — самое главное. Действие, направленное к тому, чтобы быть не одному на сцене, а вместе и наравне.
Нас словно подбили на взлете. Мы только расправили крылья и стали думать, к каким вершинам поведет нас этот замечательный человек, куда мы устремимся! Как совершенно неожиданно из Киева приходит весть о кончине Виктора Карловича.
Я помню, что пришел домой, и папа сказал, что у нас несчастье. Я подумал, что умер кто-то из очень близких. И когда папа сказал, что умер К.В. Монюков, я почувствовал невыносимую боль, боль потери члена семьи. Папа сказал, что все студенты первого курса собрались в общежитии и ждут меня. Я вышел на лестничную площадку, сел на ступеньки перед лифтом и зарыдал. Я понял, что такого человека, как Виктор Карлович, с которым свела меня судьба, мне уже не повстречать, и не найти того источника вдохновения, мастерства, сил… Такого человека в моей жизни больше не будет.
Замечательный педагог В.Н. Богомолов взял потом наш курс, многое нам дал, но, конечно, тот замес, который был круто заворочен Монюковым, не реализовался. Жаль, что всего намеченного Виктором Карловичем не произошло. С его уходом из жизни курс осиротел.
Не будет преувеличением сказать, что Виктор Карлович открыл нам новую страницу в жизни, в мироощущении.
Все увлеклись поэзией, занимались самоусовершенствованием, потому что с ним нельзя было стоять на месте. Все стремились образоваться, развиться внутренне.
За все огромное ему спасибо, Царство небесное, вечный покой.
ИГОРЬ ЗОЛОТОВИЦКИЙ «Я СЧАСТЛИВ»… Читать ранее
Читать далее… ВЛАДИМИР МАШКОВ «ЗА-МЕ-ЧА-ТЕЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК»
Из книги:
НА ТО И ПАМЯТЬ НАМ ДАНА…: сборник статей о театральном педагоге В.К. Монюкове. Владимир, 2008. Составители Надежда Васильева, Александр Курский. Под редакцией Бориса Михайловича Поюровского.
Сборник статей, посвященный выдающемуся театральному педагогу, режиссеру Виктору Карловичу Монюкову (1924-1984), составлен из воспоминаний учеников, коллег и людей, близко его знавших. Публикуются материалы, связанные с творческими командировками В.К. Монюкова в ФРГ, в Финляндию, в Чехословакию. Представлены некоторые его выступления и публикации. Книга сопровождается большим количеством фотографий.
Эта книга — признание в любви, долг памяти, взгляд в будущее.
Большая благодарность авторам сборника воспоминаний Александру Курскому и Надежде Васильевой за разрешение разместить на нашем сайте главы из этой замечательной книги, а также за всю оказанную ими помощь.
Из сборника статей о Викторе Карловиче Монюкове «НА ТО И ПАМЯТЬ НАМ ДАНА»
ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ