19-го апреля исполняется 190 лет со дня рождения русского художника, представителя реалистичной школы русской живописи Григория Григорьевича Мясоедова (1834-1911). К этой дате публикуем очерк о творчестве художника.
Расцвет русского реалистического искусства второй половины XIX века, как известно, неразрывно связан с деятельностью Товарищества передвижных художественных выставок. Инициатором и одним из руководителей Товарищества был Григорий Григорьевич Мясоедов.
Мясоедов родился в селе Паньково Тульской губернии, в обедневшей дворянской семье. Закончить гимназию ему не удалось. В Академию художеств он поступил в 1858 году. Здесь его учителями стали А. Г. Марков и Т. А. Нефф. Свой творческий путь Мясоедов начал картинами «Урок пряжи» (1859), «Деревенский знахарь» (1860), «Поздравление молодых в ломе помещика» (1861). За картину «Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе» (1862) молодой художник получил Большую золотую медаль и право на шестилетнюю командировку за границу. В течение 1863—1868 годов Мясоедов жил во Франции, Германии, Италии. На родину он вернулся с идеей создания «Товарищества художников» и стал претворять ее в жизнь. Идея была горячо поддержана Перовым, Ге, Крамским и рядом других петербургских и московских художников.
Мясоедов занял видное место в истории русского искусства не только как энергичный организатор Товарищества, но и как высоко талантливый художник, развивавший в русской живописи крестьянскую тему.
Наиболее известное произведение Мясоедова — жанровое полотно «Земство обедает» (1872). В этой картине художник выступил с острой критикой «демократической» земской реформы 1864 года, по которой крестьяне получили право посылать своих представителей в земское собрание. Изображая выборных от сельских общин крестьянских депутатов, ожидающих у крыльца земской управы, когда «откушают» господа, Мясоедов без какой-либо утрировки, с большой простотой и наглядностью раскрыл все лицемерие земской реформы, сохранившей нищенское, бесправное и униженное положение крестьян. Крестьянские образы были трактованы Мясоедовым с чувством глубокого уважения. Художник показал народ мыслящим, мудрым.
Но не все картины Мясоедова имели столь отчетливое общественное звучание. Так, в полотне «Чтение манифеста 19 февраля 1861 года» (1873) отношение крестьян к отмене крепостного права, по мнению некоторых искусствоведов, было трактовано с благонамеренно официозной точки зрения. Однако при пристальном изучении это произведение воспринимается по-иному. В выражении лиц, в позах крестьян, слушающих манифест, ясно чувствуется разочарование в «великой» реформе, сохранявшей помещикам-крепостникам их привилегии и власть. О жизни современной художнику деревни рассказывают такие картины, как «Опахивание» (1876), «Засуха», (1878) и другие, где правдиво показаны нищета, невежество и темнота крестьянских масс.
Если в ряде работ 1870-х годов Мясоедов выступал как художник-демократ, повествующий о тяжелом положении пореформенного крестьянства, то в последующий период в его творчестве намечаются иные поиски. «Сеятель» (1888), «Зреющая нива» (1888), «Страда. (Косцы)» (1887) — это целый цикл живописных полотен, посвященных родной земле, трудящемуся крестьянству. В лучшем из них — «Косцах» — и жизнеутверждающая тема, и типы крестьян, и большой размер картины — «все говорит о желании художника монументализировать бытовой жанр, показать положительного героя в образе человека из народа.
В последние годы жизни Мясоедов работал над большой исторической картиной «Мицкевич читает свои произведения в салоне Зинаиды Волконской» (1908).
Литература: Г. Г. Мясоедов. Письма, документы, воспоминания. (Сост. В. С. Голевец). М «Изобразительное искусство», 1972.
Художественный календарь. Сто памятных дат. М., 1973.
ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ