415 лет со дня рождения фламандского скульптора Артуса Квеллина

30-го августа исполняется 415 лет со дня рождения фламандского скульптора Артуса Квеллина (1609-1668). К этой дате публикуем очерк о творчестве скульптора. 

Классический архитектурный стиль, который привился в Голландии после 1630 года и вскоре стал быстрыми темпами развиваться, нуждался в соответствующей ему монументальной скульптуре. Отсутствие традиций репрезентативной скульптуры испытывали и многочисленные заказчики памятников, призванных прославить знаменитых военных, политических деятелей, членов королевских и аристократических семейств. Наконец, монументальная живопись с ее героизированной тематикой и барочными формами тяготела к синтетическому единству со скульптурой. Последний факт особенно дал себя знать в оформлении гаагского дворца Хёйс-тен-босх («Дом в лесу»), в частности Оранского зала, который был украшен великолепными росписями, в основном работы Якоба Йордан-са, при досадном отсутствии скульптурного декора.

Крупные заказы, которые привлекли в Голландию целую плеяду скульпторов из Южных Нидерландов, главным образом были связаны с амстердамской ратушей, возведенной в 1648— 1650 годах архитектором Ф. ван Кампеном. Построенное в классически ясном стиле, это здание должно было прославить государственность не только архитектурными средствами. Различные символы и аллегории применялись оформителями для того, чтобы представить величие земной власти, важность и справедливость законов, триумф торговли и торгового флота, а также, в дидактических соображениях, основные человеческие добродетели. В зале Суда вошедшего встречали две статуи, олицетворяющие зловещую Гильдию (торговый союз) и могущественное Правосудие. Они были представлены в окружении сцен из античной и библейской литературы. Рельефы Бургундского зала символически изображали силу карающей руки закона. В галереях располагались восемь рельефных изображений римских богов, каждый из которых олицетворял собой одну из областей государственной деятельности. В той или иной форме любой рельеф в интерьере ратуши служил напоминанием о тех функциях, которые ложились на плечи сильных мира сего.

Скульптуры Зала судей. Ратуша, Амстердам

Снаружи также был использован богатый скульптурный декор, выполненный из бельгийского известняка (в отличие от интерьера, где применялся мрамор). На главном фронтоне красовалась персонификация города Амстердама с предстоящими перед ней фигурами морских богов. Там же располагались бронзовые статуи Мира, Благоразумия и Правосудия. Все это должно было говорить о преуспевающей морской торговле, ее мирных и благородных целях. На противоположном фронтоне была изображена персонификация того же города в окружении фигур, символизирующих четыре континента.

Это интересно:   140 лет со дня рождения советского скульптора Василия Ватагина

На примере декора амстердамской ратуши можно видеть, что скульпторы Южных Нидерландов имели на севере страны неограниченные возможности применения своих талантов в области светской иконографии, в то время как на родине они были ограничены религиозной тематикой. Автором этого блестяще выполненного декора был Артус Квеллин, уроженец Антверпена, выходец из Южных Нидерландов.

Самсон и Далила. 1640

Скульптор приехал в Голландию в 1646 году, а в 1647 поселился в Амстердаме. Сюда он попал из Рима, где учился скульптурному делу у своего соотечественника Франсуа Дюке-нуа, прозванного «Эль Фламинго». Вместе с ремесленными навыками, полученными у Дюкенуа, Квеллин наследовал лучшие традиции римской скульптуры эпохи барокко. Кумиром Дюкенуа был Лоренцо Бернини, им же он стал и для Квеллина. Однако подражание великому итальянскому мастеру было у Артуса Квеллина весьма осторожным. Он не стремился к сверхчувственной выразительности и мистической экспрессии, а тяготел к более классическому варианту барокко. Но при этом любовь к грандиозным масштабам, свойственная Бернини, сказалась и в творчестве Квеллина. Об этом свидетельствуют все монументально-декоративные комплексы Квеллина.

Заказ на оформление всей ратуши Квеллин получил не сразу. Сначала его привлекли лишь как участника, но талант мастера, ярко проявившийся уже с самых первых работ, заставил заказчиков передать ему основную часть работ, а потом — и руководство над остальными мастерами. Грандиозный масштаб всего строительства заставил Артуса Квеллина на четырнадцать лет задержаться в столице Голландии.

Богородица с Младенцем, сокрушающая голову змея, ок. 1640

Здесь он организовал большую мастерскую. Его главными сотрудниками и помощниками стали племянник Артус Квеллин Младший (1625—1700) и Р. Верхюльст (1625—1696). Все они работали бок о бок с такими голландскими мастерами, как Виллем де Кейсер или Бартоломеу с Эггерс.

Одной из первых работ мастерской Квеллина было оформление зала Суда, лучшей частью которого принято считать рельефы судейских кресел, в том числе «Суд Соломона». Эти рельефы, гипсовые эскизы к которым выполнял сам Квеллин, отделялись друг от друга фигурами кариатид, поддерживающих карниз. С 1650 по 1657 год Квеллин вместе с мастерской занимался украшением галерей. Выделить произведения самого мастера представляется очень трудным, так как вся скульптура галерей обладает высоким качеством исполнения.

Луис де Бенавидес Карильо, губернатор испанских Нидерландов, 1664

Декор амстердамской ратуши можно назвать делом всей жизни Квеллина. Но этим не ограничивается сфера его деятельности. Квеллин известен как портретист. Об этом свидетельствуют бюсты одного из главных нидерландских политических деятелей Андриеса де Граафа (1661, Рейксмузе-ум, Амстердам) и Йоханна де Витта (1665, музей, Дордрехт). Здесь скульптор выступает как мастер репрезентативных изображений: он стремится к созданию произведения большого стиля, отличающегося высоким вкусом, а специфические задачи жанра сводятся для него к передаче портретного сходства.

Это интересно:   365 лет голландскому живописцу Адриану ван дер Верфу

В своем творчестве Квеллин всегда тяготел к синтезу скульптуры с архитектурой. Об этом свидетельствуют и немногочисленные станковые работы. Например, в «Эпитафии фельдмаршалу Спарру», ныне хранящейся в берлинской Ма-риенкирх, рельефные изображения даются на фоне тонко прорисованной архитектуры, организующей пространство и держащей всю композицию. В этом позднем произведении (1662) черты стиля барокко совсем сглажены, но это продиктовано не творческими устремлениями мастера, а особенностями поставленных перед скульптором жанровых задач.

Несмотря на формальное разнообразие своих произведений, Квеллин был типичным представителем фламандского барокко. В его творчестве сочетаются подражание Италии и своеобразная интерпретация рубенсовского стиля. Но главная его особенность — виртуозное мастерство, совершенное владение формой. Именно это делает Артуса Квеллина одним из лучших ваятелей XVII столетия.

А. САРАБЬЯНОВ

 

Художественный календарь. Сто памятных дат. М., 1984. 

ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ