22-го января исполняется 175 лет со дня рождения шведского писателя, драматурга и театрального деятеля Йухана Августа Стриндберга (1849-1912). Жизни и творчеству замечательного шведского деятеля литературы и культуры посвящена настоящая статья Михаила Швыдкова, написанная в 1974-м году.

Август Стриндберг сыграл значительную роль в развитии европейской культуры XX века. А. Луначарский и М. Горький, А. Блок и Л. Андреев, В. Мейерхольд и Е. Вахтангов, Б. Шоу, Т. Манн, Ф. Дюрренматт, И. Бергман — люди разных взглядов, живущие в разные времена и в разных странах, одинаковыми почти словами выражали свое восхищение масштабностью его личности, невероятной насыщенностью его творчества и стремлением к свободе. Для нескольких поколений А. Стриндберг был, по словам Горького, «самым близким человеком в европейской литературе, писателем наиболее сильно волновавшим. . . сердце и ум». И это при том, что личность А. Стриндберга и его творчество необычайно сложны и противоречивы.
Стриндберг жил в постоянных поисках новых философских и творческих идей. Он решительно отказывался от тех, что еще вчера были для него основополагающими, и страстно увлекался иными — подчас противоположными. От идей Чернышевского он мог обратиться к Ницше, потом к религиозным учениям и вновь к идеям социального протеста, от натурализма перейти к символизму. Но при всей лихорадочности метаний в них таилось внутреннее единство: Стриндберг остро ощущал трагическую неустроенность мира и мучительно искал из нее выхода.
Бросив университет, он до двадцати лет успел сменить несколько профессий: был учителем, телеграфистом, служил в театре, занимался живописью. Он рвался познать еще неизведанное — и стал универсально образованным ученым: историком, астрономом, физиком, математиком, химиком, метеорологом, геологом, физиологом растений, лингвистом и востоковедом. Современники не без оснований сравнивали его с Гете. Труды Стриндберга по китаеведению признаны выдающимися в этой области знания, он равно добивался успеха в работах по истории Швеции и в математических выкладках, первым предсказал возможность добывания азота из воздуха. Его «невероятный рассудок» был в состоянии подчинить себе многие области знания. Все же А. Стриндберг по призванию своему был прежде всего литератором.
Стриндберг пришел в литературу в конце 60-х годов, чтобы вместе с лучшими умами Скандинавии — писателями и философами — обрушиться на буржуазно-мещанское общество, обезличивающее и унифицирующее человеческую личность. «Какие имена, — писал А. В. Луначарский, — Сирен Киркегор, Генрик Ибсен, Арне Гарборг, Кнут Гамсун, Август Стриндберг! Никто, не исключая самого Достоевского, не изображал с таким терзающим и страдающим надрывом искания выхода изолированной личности! . . никто из этих обреченных бунтовщиков не производит на нас такого удручающего и возвышающего в одно и то же время впечатления, как Стриндберг».
Талант Стриндберга сильнее всего проявил себя в драматургии. Первой значительной пьесой был «Местер Улуф» — трагедия из эпохи шведской Реставрации, в центре которой стоит фигура крупнейшего скандинавского религиозного реформатора. На социальном «шекспировском» фоне Стриндберг разрабатывает одну из важнейших для его творчества проблем: трагические поиски «третьего» пути между власть имущими и плебеями — в борьбе за свободу. К этой проблеме Стриндберг обращается в своих многочисленных исторических драмах, из которых наибольшую известность получил «Эрик XIV».

В трагических судьбах героев Стриндберга отражался трагизм его времени — времени царства буржуазных догматов, которые он одним из первых начал штурмовать своим творчеством. И трагизм его личной судьбы, связанный с острыми социальными и духовными противоречиями «переходной» эпохи, к которой он принадлежал. Он разрушал старое, чтобы расчистить пути еще неопределенному, неясному будущему.
Беспощадный анализ буржуазных нравов предпринимает Стриндберг в камерно-психо-логических драмах 80-х годов, принесших ему всеевропейскую известность: «Отец», «Фрекен Юлия», «Пляска смерти» и др. В это время он сближается с французскими натуралистами, объединившимися вокруг Свободного театра А. Антуана. Его все больше занимают биологические мотивы поведения людей, взаимоотношения между мужчиной и женщиной, в которых он видит извечную вражду полов. Но к действию его героев побуждают не только эти причины — Стриндбергу чужда всякая плоская однозначность.
Высоко оценивая деятельность Антуана, Стриндберг тем не менее предлагает свое понимание натурализма в заметках «О современной драме» и в статье «Натуралистический театр». Драматург протестует против крайностей нового направления, против сведения искусства к точной и бесстрастной фиксации предметов. Его заботит передача тончайших движений души. Он мечтает о маленькой сцене, о спектаклях, где эти движения «должны выражаться больше на лице, чем в жестах и шуме», об актерах без грима.
Свои взгляды на театральное искусство Стриндберг реализовал в «Интимном театре» (1907—1910), который создал вместе с режиссером А. Фальком. Здесь ставились пьесы Стриндберга — в сукнах, с минимумом аксессуаров, чтобы ничто не отвлекало публику от внутренней логики спектакля, от тонкой психологической игры актера. «Интимный театр» не был театром элиты. Как и все творчество Стриндберга, его спектакли были обращены к широкому зрителю. И зрители понимали это: в день празднования сорокалетнего юбилея творческой деятельности Стриндберга под его окнами прошла пятидесятитысячная демонстрация рабочих Стокгольма.
Пройдя все этапы развития искусства XIX века, в последних своих произведениях Стриндберг предвосхитил и многое из того, чем будет жить искусство века ХХ-го.
На рубеже веков пьесы шведского драматурга ставили крупнейшие европейские режиссеры: А. Антуан, О. Брам, М. Рейнхардт. Драмы Стриндберга были популярны и в России — шли на Александрийской сцене, в театре В. Ф. Комиссаржевской, в театре Корша, в провинции.
Стриндберг всегда обращался к будущему. И не случайно одним из лучших спектаклей молодой революционной России стал «Эрик XIV» в постановке Е. Вахтангова (Первая студия МХАТ, 1921) с М. Чеховым в главной роли. Интерес к творчеству Стриндберга не угас и поныне. Его пьесы идут на многих сценах мира, подтверждая справедливость сказанного А. Блоком: «Наследие Стриндберга открыто для веселой и мятежной юности всех стран. Он — менее всего конец, более всего — начало».
М. Швыдкой
Лит.: А. Стринд6ерг. Полное собрание сочинений, т. 1—15. М., 1908—1912;
В. Аалто. Натуралистический период в творчестве Стриндберга Л., 1936;
А. В. Луначарский. О театре и драматургии. Избр статьи, т. 2. М., 1958;
Б. Михайловский. Избранные статьи о литературе и искусстве. М., 1969;
История западноевропейского театра, т. 5. М., 1970
Театральный календарь на 1974 год. М., 1973.
Данный материал является некоммерческим и создан в информационных, научно-популярных и учебных целях. Указанный материал носит справочно-информационный характер.
ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ