175 лет шведскому писателю и драматургу Августу Стриндбергу

22-го января исполняется 175 лет со дня рождения шведского писателя, драматурга и театрального деятеля Йухана Августа Стриндберга (1849-1912). Жизни и творчеству замечательного шведского деятеля литературы и культуры посвящена настоящая статья Михаила Швыдкова, написанная в 1974-м году.

Август Стриндберг

Август Стриндберг сыграл значительную роль в развитии европейской культуры XX века. А. Луначарский и М. Горький, А. Блок и Л. Андреев, В. Мейерхольд и Е. Вахтангов, Б. Шоу, Т. Манн, Ф. Дюрренматт, И. Бергман — люди разных взглядов, живущие в разные времена и в разных странах, одинаковыми почти словами выражали свое восхищение масштабностью его личности, невероятной насыщенностью его творчества и стремлением к свободе. Для нескольких поколений А. Стриндберг был, по словам Горького, «самым близким человеком в европейской литературе, писателем наиболее сильно волновавшим. . . сердце и ум». И это при том, что личность А. Стриндберга и его творчество необычайно сложны и противоречивы.

Стриндберг жил в постоянных поисках новых философских и творческих идей. Он решительно отказывался от тех, что еще вчера были для него основополагающими, и страстно увлекался иными — подчас противоположными. От идей Чернышевского он мог обратиться к Ницше, потом к религиозным учениям и вновь к идеям социального протеста, от натурализма перейти к символизму. Но при всей лихорадочности метаний в них таилось внутреннее единство: Стриндберг остро ощущал трагическую неустроенность мира и мучительно искал из нее выхода.

Бросив университет, он до двадцати лет успел сменить несколько профессий: был учителем, телеграфистом, служил в театре, занимался живописью. Он рвался познать еще неизведанное — и стал универсально образованным ученым: историком, астрономом, физиком, математиком, химиком, метеорологом, геологом, физиологом растений, лингвистом и востоковедом. Современники не без оснований сравнивали его с Гете. Труды Стриндберга по китаеведению признаны выдающимися в этой области знания, он равно добивался успеха в работах по истории Швеции и в математических выкладках, первым предсказал возможность добывания азота из воздуха. Его «невероятный рассудок» был в состоянии подчинить себе многие области знания. Все же А. Стриндберг по призванию своему был прежде всего литератором.

Стриндберг пришел в литературу в конце 60-х годов, чтобы вместе с лучшими умами Скандинавии — писателями и философами — обрушиться на буржуазно-мещанское общество, обезличивающее и унифицирующее человеческую личность. «Какие имена, — писал А. В. Луначарский, — Сирен Киркегор, Генрик Ибсен, Арне Гарборг, Кнут Гамсун, Август Стриндберг! Никто, не исключая самого Достоевского, не изображал с таким терзающим и страдающим надрывом искания выхода изолированной личности! . . никто из этих обреченных бунтовщиков не производит на нас такого удручающего и возвышающего в одно и то же время впечатления, как Стриндберг».

Талант Стриндберга сильнее всего проявил себя в драматургии. Первой значительной пьесой был «Местер Улуф» — трагедия из эпохи шведской Реставрации, в центре которой стоит фигура крупнейшего скандинавского религиозного реформатора. На социальном «шекспировском» фоне Стриндберг разрабатывает одну из важнейших для его творчества проблем: трагические поиски «третьего» пути между власть имущими и плебеями — в борьбе за свободу. К этой проблеме Стриндберг обращается в своих многочисленных исторических драмах, из которых наибольшую известность получил «Эрик XIV».

Лоуренс Оливье — капитан. «Танец смерти» — пьеса А. Стриндберга

В трагических судьбах героев Стриндберга отражался трагизм его времени — времени царства буржуазных догматов, которые он одним из первых начал штурмовать своим творчеством. И трагизм его личной судьбы, связанный с острыми социальными и духовными противоречиями «переходной» эпохи, к которой он принадлежал. Он разрушал старое, чтобы расчистить пути еще неопределенному, неясному будущему.

Беспощадный анализ буржуазных нравов предпринимает Стриндберг в камерно-психо-логических драмах 80-х годов, принесших ему всеевропейскую известность: «Отец», «Фрекен Юлия», «Пляска смерти» и др. В это время он сближается с французскими натуралистами, объединившимися вокруг Свободного театра А. Антуана. Его все больше занимают биологические мотивы поведения людей, взаимоотношения между мужчиной и женщиной, в которых он видит извечную вражду полов. Но к действию его героев побуждают не только эти причины — Стриндбергу чужда всякая плоская однозначность.

Высоко оценивая деятельность Антуана, Стриндберг тем не менее предлагает свое понимание натурализма в заметках «О современной драме» и в статье «Натуралистический театр». Драматург протестует против крайностей нового направления, против сведения искусства к точной и бесстрастной фиксации предметов. Его заботит передача тончайших движений души. Он мечтает о маленькой сцене, о спектаклях, где эти движения «должны выражаться больше на лице, чем в жестах и шуме», об актерах без грима.

Свои взгляды на театральное искусство Стриндберг реализовал в «Интимном театре» (1907—1910), который создал вместе с режиссером А. Фальком. Здесь ставились пьесы Стриндберга — в сукнах, с минимумом аксессуаров, чтобы ничто не отвлекало публику от внутренней логики спектакля, от тонкой психологической игры актера. «Интимный театр» не был театром элиты. Как и все творчество Стриндберга, его спектакли были обращены к широкому зрителю. И зрители понимали это: в день празднования сорокалетнего юбилея творческой деятельности Стриндберга под его окнами прошла пятидесятитысячная демонстрация рабочих Стокгольма.

Пройдя все этапы развития искусства XIX века, в последних своих произведениях Стриндберг предвосхитил и многое из того, чем будет жить искусство века ХХ-го.
На рубеже веков пьесы шведского драматурга ставили крупнейшие европейские режиссеры: А. Антуан, О. Брам, М. Рейнхардт. Драмы Стриндберга были популярны и в России — шли на Александрийской сцене, в театре В. Ф. Комиссаржевской, в театре Корша, в провинции.

Стриндберг всегда обращался к будущему. И не случайно одним из лучших спектаклей молодой революционной России стал «Эрик XIV» в постановке Е. Вахтангова (Первая студия МХАТ, 1921) с М. Чеховым в главной роли. Интерес к творчеству Стриндберга не угас и поныне. Его пьесы идут на многих сценах мира, подтверждая справедливость сказанного А. Блоком: «Наследие Стриндберга открыто для веселой и мятежной юности всех стран. Он — менее всего конец, более всего — начало».

М. Швыдкой

Лит.: А. Стринд6ерг. Полное собрание сочинений, т. 1—15. М., 1908—1912;

В. Аалто. Натуралистический период в творчестве Стриндберга Л., 1936;

А. В. Луначарский. О театре и драматургии. Избр статьи, т. 2. М., 1958;

Б. Михайловский. Избранные статьи о литературе и искусстве. М., 1969;

История западноевропейского театра, т. 5. М., 1970

Театральный календарь на 1974 год. М., 1973. 

ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ



КОММЕНТАРИИ

Посмотрите ещё:

165 лет журналу "Свисток" - приложению к журналу "Современник"
115 лет марийскому драматургу и писателю Сергею Николаеву
120 лет советскому писателю Аркадию Гайдару
115 лет со дня рождения Алексея Арбузова
215 лет со дня рождения американского писателя Эдгара Алана По
165 лет русскому ежемесячному журналу 19-го столетия "Русское слово"
140 лет со дня первой постановки пьесы Александра Островского "Без вины виноватые"
В честь юбилея А. Островского и ко дню рождения театра им. Вл. Маяковского состоится премьера спекта...
215 лет чешскому драматургу Йозефу Каетану Тылу
145 лет со дня смерти великого русского поэта Николая Некрасова
125 лет Бертольту Брехту
165 лет со дня рождения еврейского писателя Шолом-Алейхема
115 лет со дня смерти шведского художника Ивана Аросениуса
150 лет абхазскому советскому писателю Дмитрию Гулиа
240 лет со дня рождения русского поэта Василия Жуковского
125 лет советскому режиссеру и драматургу Борису Зону
Не стало знаменитого автора «Босиком по парку» Нила Саймона
125 лет со дня рождения советского поэта Александра Безыменского
340 лет книги английского писателя Джона Баньяна "Путь паломника"
150 лет со дня рождения австрийского поэта, драматурга и театрального деятеля Гуго фон Гофмансталя
К 240-летию русского поэта, переводчика и писателя Николая Гнедича
Александр Островский - 200 лет гениальному драматургу
215 лет со дня издания первой книги басен Ивана Крылова
125 лет со дня рождения татарского советского драматурга Наки Исанбета