22-го января исполняется 90 лет со дня первой постановки оперы Дмитрия Дмитрия Шостаковича «Катерина Измайлова» (1934 г.). К этой дате публикуем статью о замечательной опере великого русского композитора.
Советская опера в 30-е годы была овеяна горячими дискуссиями, борьбой направлений и интенсивными творческими исканиями. Чувствуя необходимость нового подхода к оперному жанру, многие молодые композиторы настойчиво искали возможности обновления музыкального языка.
Подлинным событием в музыкальном театре того времени была премьера оперы Д. Д. Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда», состоявшаяся в Ленинградском Малом оперном театре. Дирижировал С. А. Самосуд. Вскоре опера под названием «Катерина Измайлова» была поставлена в Москве, в Музыкальном театре имени Вл. И. Немировича-Данченко, руководил постановкой сам Немирович-Данченко.
Либреттист оперы А. Г. Прейс, сохраняя все достоинства повести H. С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда», перевел общее содержание в жанр психологической трагедии, по словам композитора, «трагедии-сатиры». Столь радикальная жанровая трансформация литературного первоисточника явилась следствием его глубокого идейного переосмысления, потребовавшего введения новых ситуаций, сцен, действующих лиц и, главное, иной трактовки центрального образа. По повести Лескова Катерина — сильная, волевая натура, ради достижения цели совершающая убийство. В опере Шостаковича — Катерина человечнее, лиричнее. Всей душой потянувшись к лучу света, которым ей представляется любовь Сергея, она борется за свое счастье, и ее высшим нравственным судьей является совесть. Мотив раскаяния героини в совершенном преступлении — новый важный штрих образа, привнесенный в oперу.
Драматический конфликт повести ярко отражен в музыке оперы. Интонационная сфера Катерины, по словам композитора, ’’призвана выполнить задачу всяческого оправдания этой преступницы”. В основе ее языка — народнопесенные интонации, преломленные через бытовую струю и проникнутые искренним лиризмом. Порой возникают связи с русским лирическим романсом XIX века. В последнем действии оперы, когда горькая судьба героини сливается с трагедией осужденных, ее вокальная партия, мелодически родственная хору каторжников, приобретает глубокое драматическое звучание.
Для характеристики образов «темного царства» композитор широко использует приемы гиперболы, карикатуры, гротеска, порой приближаясь к стилю некоторых сцен своей ранней оперы ”Нос”.
Поляризация образов и соответствующих им выразительных сфер приводит к открытому столкновению лирико-трагедийного и гротескно-сатирического начала. Нагнетание тягостной напряженности действия происходит вплоть до конца третьего действия. Определенную разрядку вносит сцена в полицейском участке, комедийно-сатирический характер которой резко контрастирует с трагической окраской примыкающих к ней эпизодов. Новый жанровый поворот совершается в заключительном действии оперы — на каторге, где впервые возникает собирательный образ народного страдания. Последняя картина придает драматургии оперы особую убедительность, венчая всю композицию монументальным хором, который вызывает ассоциацию с гениальными полотнами народных музыкальных драм Мусоргского и воспринимается как творческое претворение традиций хорового стиля.
Одной из важнейших черт композиционной структуры оперы является симфонизация музыкальной ткани. Оркестр несет в «Катерине Измайловой» огромную выразительную нагрузку, отражая психологический подтекст сюжета и мельчайшие нюансы сценического действия. По меткому замечанию Б. В. Асафьева, это ”не оркестр, а нервная система с тончайшими рефлексами”.
«Катерина Измайлова» заняла одно из важнейших мест в творчестве Шостаковича. Не случайно от многих ее страниц тянутся нити к более поздним инструментальным и симфоническим сочинениям. В этой опере впервые проявляется огромное лирико-трагедийное дарование композитора, впоследствии с такой мощью развернувшееся в его симфонических циклах.
Опера была закончена, когда композитору исполнилось 26 лет. Шостакович мыслил ее как первую часть оперной трилогии о судьбах русской женщины в различные исторические эпохи, показывая ее путь от трагической угнетенности к сознательному участию в революционной борьбе. Но этот замысел не был осуществлен. И сценическая жизнь «Катерины Измайловой” в те годы сложилась неблагоприятно: в 1936 году она подверглась критике, была снята с репертуара и вернулась на подмостки спустя почти тридцать лет. В 1963 году оперу поставил Музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, а в 1966 году студия «Ленфильм» создала кинематографическую версию ’Катерины Измайловой”. В 1980 году оперу поставил Государственный академический Большой театр СССР. Возрождение оперы показало с полной очевидностью ее достоинства и новаторскую сущность.
И. Рябова
Ежегодник памятных музыкальных дат и событий. М., 1983.
ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ