7-го апреля исполняется 150 лет со дня смерти немецкого художника и рисовальщика, одного из наиболее значительных представителей академического направления в немецкой живописи Вильгельма фон Каульбаха (1805-1874). К этой дате публикуем статью о творчестве немецкого художника.
Вильгельм фон Каульбах был едва ли нс самым прославленным из немецких художников середины XIX века. Он был членом всех возможных академий, кавалером всевозможных орденов, работал он только по заказам королей. Его искусство одобрял Гегель, его слава гремела но всей Германии; он казался образцовым художником, таким, каким вообще должен быть художник — создатель «большого стиля».
По прошествии времени творчество Каульбаха подверглось значительной переоценке: стала ясной холодная рассудочность его монументальных работ, их академическая выхолощенность, и в то же время обнаружились иные стороны его творчества — его мастерство как рисовальщика, за которое он получил в XX веке прозвище «Генрих Гейне графики».
Творческая деятельность Каульбаха связана главным образом с Мюнхеном. В 1826 году молодой художник перебирается из Дюссельдорфа, где он учился, в столицу Баварии. Здесь он сразу попал в странную, несколько возбужденную атмосферу. Король Людвиг I Баварский мечтал создать из Мюнхена «новые Афины»; город спешно, почти судорожно перестраивался. Строили много и быстро: музеи, триумфальные арки, концертные залы; строили без определенной художественной и культурной традиции, подражая самым различным образцам. главным образом классике и Ренессансу. Разностильная, эклектичная архитектура обильно украшалась живописью: фресками покрывалось все свободное пространство стен, даже иногда наружные стены. Живопись была целиком подчинена архитектуре — все живое, личное, интимное изгонялось беспощадно. Шедевром художника считалась даже не сама фреска, а огромный картон, по которому ученики делали росписи, часто не имея понятия об общем цветовом замысле. В этой лихорадочной обстановке Каульбах с его колоссальной работоспособностью оказался незаменимым. Он принимает участие но всех монументальных работах, пишет исторические, мифологические, аллегорические композиции. В них он целиком отдается рисунку, почти не обращая внимания на цвет. Композиция, принесшая ему славу, — «Битва гуннов» (1839) — представляет собой огромное панно, написанное почти монохромно: коричневым по коричневому.
Своего апогея стиль Каульбаха достигает в росписях Нового музея в Берлине, представлявших собой шесть гигантских композиций, над которыми он работал в 1847—1865 годах. Размеры этих росписей, сотни персонажей, их населяющих, производят оглушительное впечатление.
В 1850 году Каульбах делает эскизы для фресок новой пинакотеки в Мюнхене. В этих работах раскрывается неожиданная грань его таланта — склонность к сатире. Поборники «большого стиля» ополчились на эти фрески. Их называли «увеличенными карикатурами», «бестактностью в большом формате», жалели короля, заплатившего 20 тысяч талеров, чтобы быть осмеянным. Действительно, эти фрески, изображающие художественную жизнь Баварии, полны иронии и довольно-таки ядовитого юмора. Комическая битва классиков и романтиков, гротескные фигуры педантов, преувеличенная радость «свободных художников» по поводу получения письма от короля — все это выходило за рамки претенциозной монументальности.
Но наиболее ярко сатирический дар Каульбаха (а некоторые исследователи считают, что это и было его истинным призванием) проявился в большой серии иллюстраций к «Рейнеке-Лису» Гете (1840 -1846). Несколько тяжеловесная фантазия художника породила массу невероятных и чрезвычайно убедительных персонажей. Тут и царь-лев, и полк Изергим, и сам Рейнеке-Лис — лукавый плут, неистощимый на выдумки и озорные проделки. Серия выдержана в традиции басни, больше того — простонародного анекдота, шванка, с его грубоватыми и беспощадными насмешками над власть имущими. Недаром «Рейнеке-Лис» вызвал такое восхищение В. В. Стасова, уловившего в этих рисунках живую демократическую основу.
Художественный календарь. Сто памятных дат. М., 1973.
ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ