565 лет со дня рождения скульптора и архитектора Антона Пильграма

В 2025 году отмечается 565 лет выдающемуся скульптору и архитектору сербско-моравской школы Антону Пильграму (ок. 1460 — 1515). 

 

Антон Пильграм — один из немногих скульпторов позднего средневековья, о котором можно составить довольно полное представление. Дело не только в том, что до наших дней дошло достаточное число произведений мастера, а сохранившиеся документы проливают свет на обстоятельства его жизни. Пильграм с поистине исследовательским упорством многократно обращался к автопортретным изображениям. Это тем более удивительно, что скульптура конца 15 — начала 16 века, в отличие от живописи, была довольно консервативна.

В духе идущей из глубин средневековья традиции Пильграм был мастером-универсалом, объединившим в себе архитектора и скульптора. Он прошел выучку в строительной артели, подобно всем безымянным создателям готических соборов, этих грандиозных сооружений, выражавших самый дух средневекового искусства. Обычно такие мастера брались не только за разнообразные архитектурно-строительные работы, от составления плана до точнейших расчетов сводов, но и сами выполняли архитектурный и скульптурный декор.

Родился мастер, видимо, в местечке Пильграм в Чехии, а поступил учеником в строительную артель в Вене. Свою деятельность в качестве архитектора Пильграм начал в городе Хейльбронн, куда его пригласили перестроить хоры церкви св. Килиана. В просторных хорах находится также каменный киворий, предназначенный для хранения святых даров, состоящий из сложнейшего переплетения готического декора. Среди спрятанных в орнаменте фигурок есть изображение мастера, опирающегося на мальчика-ученика. Эта скульптура служит основанием декоративной лесенки и выполняет роль авторской подписи. У такой же поддерживающей пилон фигурки из Эрингена, изображающей каменщика с блоком камня в руке, очень характерны и явно портретны черты лица — приплюснутый нос, широкие губы, глубокие складки у рта.

В 1490-е годы Пильграм работал в Швабии в основном как архитектор. Как считают исследователи, здесь произошло его знакомство с известным скульптором Гансом Зифером, автором главного алтаря в той же церкви св. Килиана, где работал Пильграм. Несмотря на загруженность архитектурными заказами, Пильграм все более профессионально занимается скульптурой; в его работах исчезает скованность первых опытов, в чем можно видеть влияние Зифера.

Это интересно:   150 лет со дня смерти немецкого художника Вильгельма фон Каульбаха
Кафедра собора св. Стефана в Вене, Австрия

В 1502 году Пильграм работает в Брно. Среди его построек в этом городе — портал ратуши. Как и многие другие позд неготические сооружения, это не просто часть архитектуры. Высеченный из камня, но как бы вылепленный стрельчатый портал служит лишь опорой для фантастической конструкции из пересекающихся нервюр, увенчанных высокими башенками-фиалами. Помимо многочисленных деталей архитектурного орнамента их украшает скульптура. Эти фиалы — скорее скульптурный элемент, чем деталь архитектуры, они не повторяют общего устремления готического собора ввысь, а вырастают из портала, как стебли растений. Средний фиал, как цветок, слегка искривлен и будто гнется под собственной тяжестью.

Документы рассказывают о Пильграме как о строптивом, неуживчивом, даже несправедливом человеке. Он ссорится с подчиненными ему каменщиками, доводя дело до судебного разбирательства, документы о котором сохранились. Когда в 1510 году Пильграм приезжает в Вену, то всеми силами стремится устранить других конкурирующих с ним мастеров. Он не только добивается своего назначения на должность архитектора собора св. Стефана (1512), но и пытается перебить у других архитекторов и скульпторов важнейшие заказы (и даже вмешательство императора Максимилиана не смогло остудить его пыл). Так ему удалось получить заказ на создание балкона для органа в соборе, восстановив при этом против себя все братство каменщиков.

Балкон для органа — это еще одно, столь характерное для поздней готики произведение «малой архитектуры», соединяющее элементы архитектуры и скульптуры. Поддерживаемый сложным переплетением нервюр, балкон украшен изощренным орнаментом из стрельчатых арок, как бы прорастающих декоративными элементами. Все это сооружение, напоминающее драгоценный бокал, покоится на выглядывающей из окна фигуре человека, согнувшегося под тяжестью ноши. В этом нарядно одетом мужчине с угольником и циркулем в руках легко узнать самого мастера. В его облике повторяются те же черты, что были присущи фигурке из Эрингена, но здесь они стали определеннее, жестче; лицо с прочерченными морщинками возле глаз и глубокими складками у рта выражает усталость. Тщательно портретированы руки — нервные, с тонкими пальцами, набухшими жилами. Этого автопортрета, помещенного на самом видном месте, Пильграму показалось недостаточно: внизу, под самой фигурой, он расположил подпись и поставил дату — 1513 год.

Это интересно:   190 лет со дня рождения русского художника и архитектора Виктора Гартмана

Еще один автопортрет поместил Пильграм в основании построенной им кафедры проповедника в соборе св. Стефана в Вене. Ажурная винтовая лестница ведет на кафедру, украшенную каменной вязью. В нишах расположены полуфигуры отцов церкви — Иеронима, Августина, Григория и Амвросия. Декоративные балдахины низко нависают над головами, создавая ощущение тесноты. Скульптурные изображения толстых книг с массивными застежками служат пьедесталами для каменных бюстов. Тщательно проработаны детали одежды, тиары на головах, кольца на старческих пальцах. Каждый образ предельно индивидуализирован, вплоть до натуралистической трактовки морщин, складок шеи, одутловатости лиц. Здесь усталый немощный старец Иероним, набожный задумчивый Амвросий, Августин, на чьем лице скептицизм и сомнения — вся сложность его личности, отраженная в «Исповеди». Рукой он подпирает голову — это традиционная поза меланхолического раздумья.

У основания кафедры, но на видном месте, с фронтальной стороны помещено изображение автора этого творения. В руке по-прежнему циркуль — атрибут его ремесла. Если фигуры отцов церкви, освящающих своим присутствием кафедру, с которой произносятся слова проповеди, как бы покоятся на фоне полукруглых арок, то изображение земного человека — создателя этого произведения — трактовано иначе. Пильграм как будто хочет убедить зрителей в том, что нужно было совершить большое усилие, чтобы отворить маленькую дверцу в толще стены и с трудом протиснуть в камень свое тело. Изображенный выглядывает наружу из этой глубины, обращая к зрителям свое изборожденное морщинами усталое лицо.

Это было последнее произведение Пильграма: в год создания его он умер.

Начав как архитектор, Антон Пильграм мало строил в последние годы, хотя ему приписывается еще несколько небольших построек. Основные его достижения лежат в иной сфере — в области скульптуры. Прошло время великих готических соборов, ведь недаром и Пильграм в основном перестраивает уже существующие сооружения, украшает их порталами, создает малые архитектурные формы. Его скульптуры, призванные, казалось бы, играть подчиненную роль в архитектурном сооружении, на самом деле более значительны, чем окружение. Эти одухотворенные, мощные, даже скорбные образы, отражающие сложный духовный мир своего создателя, зачастую плохо сочетаются с виртуозно выполненными каменными готическими узорами. Они принадлежат уже иному времени — эпохе Ренессанса.

Это интересно:   100 лет советскому Палеху

М. ДМИТРИЕВА

 

Сто памятных дат. Художественный календарь на 1985 г. М., 1985.



Данный материал является некоммерческим и создан в информационных, научно-популярных и учебных целях

ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ