28 февраля исполняется 115 лет со дня рождения грузинского художника Иосифа Габашвили (1908-1973). Размещаем эту статью ко дню рождения замечательного грузинского художника, гравера, театрального художника, народного художника Грузии.
Детство Иосифа (Иосеба) Габашвили прошло во Владикавказе (где он родился) и в Кахети — семья переезжала по месту работ отца. И хотя будущий художник рос вдали от центров культуры, его окружали люди просвещенные, сумевшие поддержать и развить в нем интерес к искусству.
В 1926 году, окончив школу, Габашвили поступает в Академию художеств, всего четыре года тому назад открывшуюся в Тифлисе. В Академии его преподавателями были И. Шарлемань, Г. Габашвили, Е. Лансере. Таким образом в формировании будущего художника выучка академического толка (Г. Габашвили) сочеталась с приобщением к традициям мастеров «Мира искусства».
Свой путь художник начал как станковист. В 1929 году он представил на выставку Общества грузинских художников картину «Грибоедов в Грузии». Примерно в то же время (начало 30-х годов) Габашвили был привлечен Е. Лансере для участия в подготовительных работах. Он пишет этюды с натуры к эскизам росписи плафона Казанского вокзала и декоративного панно для Музея Грузии.
Итак, в самом начале творческого пути — станковые работы, приобщение к монументальной живописи. И однако уже в середине 30-х годов (1934, 1935) Габашвили заявляет о себе как художник книги, и именно в этой области наиболее полно реализует себя.
В работах Габашвили для книги (и в первую очередь детской книги) можно усмотреть определенную художественную программу, которая противостояла эклектизму, нередкому в искусстве книжного оформления того времени.
Первая большая работа Габашвили — оформление и иллюстрирование «Шах-намэ» Фирдоуси — приурочена к 1000-летию поэмы (934—1934). Для тридцатых годов характерны юбилейные издания: в преддверии юбилея Шота Руставели, состоявшегося в 1937 году, его «Витязя в тигровой шкуре» иллюстрируют Л. Гудиашвили, С. Кобуладзе, И. Тоидзе. «Шах-намэ», над которым работал Габашвили, — одно из первых подобных изданий. В оформлении и иллюстрациях художник использовал традиции украшенных миниатюрами рукописных книг средневековья. Иллюстрации даны вклейками на тонированной (серо-коричневой) бумаге, часть из них исполнена коричневой контурной линией, а отдельные детали — цветок, попона лошади и др. — коричневыми, строго по контуру, плоскостями; часть иллюстраций решена в цвете. Наборная полоса заключена в орнаментальную рамку.
Стилизация как прием оформления издания литературного произведения средневековья не нов (его употреблял, например, Ладо Гудиашвили в упомянутом цикле), но в иллюстрациях Габашвили, цветных в первую очередь, видно обращение к не совсем обычным источникам, к лубку, примитиву. Пропорции фигур укорочены, характерна и трактовка цвета: он дан строго в пределах контура, не моделирует, а окрашивает форму, уплощая ее, что при общем сдержанном и строгом решении придает иллюстрациям большую декоративность, живость и непосредственность.
Поиски единства образной выразительности и декоративности прекрасно видны в работах Габашвили в области иллюстрирования детских книжек. В те же годы художник создал оформление и иллюстрации для сказки П. Чанишвили «Филин». Портреты птиц — героев книги (это филин, сокол, жаворонок, удод и проч.) даны крупно на переднем плане, они занимают всю плоскость листа. Композиция не имеет развития в глубину. Все элементы — листья деревьев, стволы— даны приближенно и параллельно переднему плану. Цвета одинаковой силы, но как бы ограничены своим назначением, яркий колорит подчинен четкому рисунку. Все это предопределяет некоторую статичность изображения, обладающего прекрасными декоративными качествами.
В тридцатые годы вышли в свет еще примечательные для творчества Габашвили книги, такие, как народные сказки «Коза и виноград», «Блоха и муравей». Если в «Филине» выразительные и яркие «птичьи портреты» смотрелись как самостоятельные элементы книги, то в двух вышеупомянутых работах художник, располагая текст и изображения на одной полосе, стремится к их нерасторжимому единству. Вся книга напечатана на сером фоне, в центре полосы идет текст, несколько строк стиха, а сбоку — изображение героев сказки: козы, кошки, мыши. Исполнены они коричневым легким штрихом, который передает фактуру (пушистость кошки, шерсть козы и т. д.). Линия контура, столь определенная в цветных иллюстрациях раннего периода, здесь почти не ощущается — в этом нет надобности, так как нет цвета, который бы следовало сдерживать. Но зато тверда и жестка линия рисунка виноградной лозы — орнамента, идущего по верху полосы через всю книгу, как бы утверждающего плоскость листа, на котором располагаются шрифт наборного текста и рисунок.
Голубая аркада, символизирующая небо, присутствует на всех листах книги «Блоха и муравей». Широкая и низко спущенная или сведенная к минимуму, она — тот условный задник, который ограничивает развитие действия в глубину. Реалистичны, как во всех книгах Габашвили, изображения животных, но это нисколько не противоречит декоративной условности деталей (пятна на шкуре свиньи подобны загадочным цветам). Интересно обозначено в этой работе место действия. В изображении ручья, через который предстоит перейти героям сказки, видны наблюдательность художника, его умение быть выразительным и лаконичным.
В годы Великой Отечественной войны Габашвили работал над плакатами. После войны продолжил работу в детской книге. Следует отметить проиллюстрированные им произведения В. Пшавелы «Мышеловка» (1956) и «Свадьба соек» (1959). Манера художника стала мягче, значение контура, цвета стали иными — большую
роль играют полутона, в иллюстрациях усилилось повествовательное начало. Это качество получило развитие в последующих работах Габашвили, например в иллюстрациях к грузинской народной сказке «Нацаркекия».
Следует сказать, что наряду с иллюстрированием детской книги художник работает и в периодической печати в журналах, и в театре Тбилиси.
И еще одна сторона его деятельности заслуживает быть отмеченной особо: почти пятьдесят лет (с 1934 года) отдал Габашвили преподаванию в Академии художеств Грузинской ССР.
Художественный справочник. Сто памятных дат. М., 1983.
Данный материал является некоммерческим и создан в информационных, научно-популярных и учебных целяхПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ