8-го июня 2025 года исполняется 215 лет со дня рождения немецкого композитора Роберта Шумана (1810-1856).
”Можно с уверенностью сказать, что музыка второй половины текущего столетия составит в будущей истории период, который грядущие поколения назовут шумановским, — писал П. И. Чайковский. -Музыка Шумана, органически примыкающая к творчеству Бетховена и в то же время резко от него отделяющаяся, открывает целый мир новых музыкальных форм, затрагивает струны, которых еще не коснулись его великие предшественники. В ней мы находим отголосок тех глубоких процессов нашей духовной жизни, тех сомнений, отчаяний и порывов к идеалу, которые обуревают сердце современного человека”.
Р. Шуман родился в небольшом городе Цвиккау на севере Германии. От отца, книготорговца и издателя, человека просвещенного и незаурядного, он унаследовал страстную любовь к поэзии, литературе, музыке. В детстве Шуман проявлял разнообразные художественные дарования: он сочинял стихи, пьесы, переводил на немецкий язык произведения античных классиков, в семилетием возрасте пытался сочинять танцевальные пьесы для фортепиано, а в тринадцать лет с успехом выступал как пианист на школьных вечерах.
Изучая юриспруденцию в Лейпцигском университете, Шуман одновременно брал уроки у известного музыканта и педагога Ф. Вика, на дочери которого Кларе, выдающейся пианистке, впоследствии же нился. Музыка постепенно завладела всеми помыслами юноши; вскоре он оставил университет и начал готовиться к карьере пианиста, параллельно с занятиями у Вика изучал теорию музыки у знаменитого в то время дирижера и композитора Г. Дорна.
Однако непредвиденное событие разрушило надежды и планы Шумана: стремясь наверстать упущенные годы и форсировать техническую тренировку, он применил механическое приспособление для растяжения пальцев и повредил правую руку. Так давняя мечта, казавшаяся уже близкой к осуществлению, сделалась недостижимой. Весь свой выдающийся талант, энергию и пропагандистский темперамент Шуман обратил на композицию и музыкально-критическую деятельность.
Тридцатые годы прошлого столетия — время яркого и стремительного расцвета творческих сил композитора. Первый период своей творческой деятельности он посвятил преимущественно сочинению фортепианной музыки: одно за другим появляются его лучшие произведения для фортепиано -Вариации на тему ’’АБЕГГ” (1830), ’’Бабочки” (1831), ’’Симфонические этюды” (1834), ’’Карнавал” (1834-1835), ’’Фантазия” (1836), ’’Крейслериана” (1838) и множество других.
В 1834 году при участии ряда друзей Шуман основал в Лейпциге ’’Новый музыкальный журнал”. Это было практическим осуществлением его мечты о союзе передовых художников, названном им ’’Давидовым братством” (”Давидсбунд”). Основная цель журнала состояла в том, чтобы, как писал сам Шуман, ’’поднять упавшее значение искусства”, стать во главе движения за все новое и передовое в нем. Страстные, глубоко содержательные критические статьи Шумана часто облекались в беллетристическую форму и носили характер художественных новелл или диалогов, подписанных вымышленными именами. Так появились излюбленные Шуманом ’’давидс-бюндлеры” — Флорестан, Эвсебий, маэстро Раро. .Пылкий, энергичный и иронический Флорестан и юный поэт и мечтатель Эвсебий олицетворяли собой не только две стороны личности самого композитора, но две господствующие тенденции романтического искусства. Оба героя часто фигурируют в литературных и музыкальных произведениях Шумана.
Искусство Шумана начала 40-х годов характеризуется значительным расширением творческих интересов. За короткое время он создал более ста тридцати песен, в том числе все свои наиболее выдающиеся циклы (’’Круг песен” на стихи Г. Гейне, ’’Мирты” на стихи разных поэтов, ’’Любовь и жизнь женщины” на стихи А. Ша-миссо, ’’Любовь поэта” на стихи Г. Гейне). После 1840 года интерес к песне надолго угасает, и следующее десятилетие указывает на увлечение композитора различными жанрами — за этот период им были созданы четыре симфонии, концерт для фортепиано с оркестром, ряд прекрасных произведений в камерно-инструментальной сфере, оратория ”Рай и Пери”, закончена единственная опера ’’Геновева” и написана первая часть из музыки к ’’Фаусту” И. В. Гете. Тогда же возникло одно из наиболее выдающихся произведений композитора — увертюра и музыка к драматической поэме Дж. Байрона ”Манфред”.
Творчество Шумана принадлежит к ярким страницам истории музыкального романтизма. Мятежные порывы и мечтательная лирика, портретные зарисовки и поэтические картины природы, жанровотанцевальные эпизоды и тончайшие оттенки душевных движений и психологических состояний — все это нашло в музыке Шумана совершенное художественное воплощение. Многие его произведения овеяны духом романтической поэзии и тесно связаны с ней. Образы Э. Т. А. Гофмана, Г. Гейне, Жан Поля явились одним из важных источников фантазии композитора и определили многое в музыкально-поэтическом строе его творчества. Неразрывная связь музыкальных и литературных образов ясно проявилась в фортепианных сочинениях Шумана. Многие циклы и отдельные пьесы рождались под непосредственным воздействием литературы. Однако при этом Шуман обычно не обращался к изобразительной программности — название передавало общую эмоциональную атмосферу пьесы и оберегало от искаженного восприятия авторского замысла. Беспрерывная смена красок, эффекты светотени, праздничность колорита в целом придают фортепианной музыке Шумана эмоциональную яркость и заостренность.
Наряду с фортепианной музыкой к высшим достижениям Шумана принадлежит его вокальная лирика. Развивая и обогащая традицию шубертовской лирической песни, Шуман оставил ряд песенных сборников и циклов, поразительных по глубине и тонкости проникновения в поэтический образ. Редкий образец единства и синтеза музыкального и поэтического выражения — Циклы ’’Любовь поэта” и ’’Любовь и жизнь женщины”. Вокальная и фортепианная партии в шумановских песнях одинаково участвуют в воплощении поэтического содержания; композитор редко прибегает к звуковой изобразительности — он создает в фортепианных партиях своих песен психологически тонкие картины настроения, раскрывающие внутренний и эмоциональный смысл стихотворения.
Симфонии, увертюра ’’Манфред”, камерные ансамбли, в особенности блестящий, исполненный жизнерадостности фортепианный квинтет, — все эти произведения Шумана входят в сокровищницу немецкого и мирового музыкального искусства.
Шуман — блестящий и своеобразный критик XIX века. Первая критическая статья, написанная им в 1831 году, была посвящена творчеству молодого Ф. Шопена и заканчивалась знаменитой фразой: ’’Шапки долой, господа, перед вами гений!” Редкостный дар художественного предвидения не изменил Шуману и позднее, когда он горячо поддержал начинающего, никому еще не известного И. Брамса. Статья о Брамсе — последняя статья Шумана — была написана в 1853 году, после многолетнего перерыва в критической деятельности. Десять лет жизни (1834-1844) Шуман посвятил работе в ’’Новом музыкальном журнале”. Этот период был интересным и плодотворным в его музыкально-критической деятельности. Блестящие статьи о Шуберте, Листе, Бетховене, анализ ’’Фантаэтической симфонии” Берлиоза, обзорные работы о состоянии современной фортепианной музыки или афоризмы, поданные как ’’Советы молодым музыкантам”, не утратили и в настоящее время своей познавательной, воспитательной и эстетической ценности. Страстная убежденность пропагандиста сочетается в этих статьях с полетом фантазии, богатым чувством юмора.
Новаторство Шумана, оригинальность его музыки, его духовный ’’универсализм”, борьба против всяческой рутины за передовое музыкальное искусство привлекли к нему симпатии прогрессивных деятелей разных стран. Среди первых музыкантов, отметивших истинную ценность творчества Шумана, были А. Г. Рубинштейн и П. И. Чайковский, представители ”Могучей кучки” и В. В. Стасов.
И. Рябова
Ежегодник памятных музыкальных дат и событий. 1985. М., 1984.
Данный материал является некоммерческим и создан в информационных, научно-популярных и учебных целях. Указанный материал носит справочно-информационный характер.
ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ