В 2025 году исполняется 340 лет со дня рождения украинского живописца и гравёра Алимпия Галика (1685 или 1703 — 1763)
Весной 1718 года на Киево-Печерскую лавру обрушилось страшное бедствие. По своей разрушительной силе оно было почти равно ордынскому разорению, а причиной его послужила всего лишь одна свечка, не потушенная вовремя в монашеской келье. Многовековой крупнейший центр культуры и искусства, богатейшая сокровищница художественных и исторических ценностей понесла невосполнимые утраты. Сгорели все деревянные постройки, обрушились главы и выгорело внутреннее убранство каменных храмов, погибли редчайшие рукописи, книги и документы.
Восстановительные работы продолжались несколько десятилетий. Возобновленные постройки, естественно, приобрели характерные черты того стиля украинского барокко, который преобладал в то время. Он отличался изощренностью композиционных построений, богатством и пышностью форм декоративного убранства, щедрым употреблением лепных украшений, сочной и яркой живописью.
Над росписью храмов трудились художники лаврской мастерской, а так как работы велись столь широко, приходилось использовать все наличные силы. Надо сказать, что лаврская школа живописи издавна славилась своим высоким уровнем и ее мастера были известны далеко за пределами Киева. Кроме местных, в мастерской обучались представители и других национальностей — русские, сербы, румыны, болгары. Количество учеников в отдельные годы доходило до тридцати человек. Злополучный пожар в лавре явился невольной причиной расцвета украинской монументально-декоративной живописи.
Среди больших мастеров, под чьим руководством работали лаврские живописцы, история сохранила имена Ивана Кодельского, Феоктиста Павловского, Моисея Якубовича, Стефана Лубенского. К этой славной плеяде украинских художников принадлежит и Алимпий Галик, почти сорок лет проработавший в лавре в качестве живописца, гравера, чеканщика, педагога и руководителя мастерской.
Едва ли теперь можно выделить меру участия того или иного мастера в их коллективном труде. Алимпий работал над росписями всех храмов лавры, а также монастырских вотчин. Наиболее документирована его деятельность в Троицкой церкви над главными воротами лавры. Она была возведена в начале 12 века и прекрасно сохранилась, хотя и в реставрированном виде. В 30-е годы 18 века фасады храма украсились фронтонами, пышной лепниной, наружной росписью. В церкви, расположенной на втором ярусе и представляющей собой небольшой четырехстолпный однокупольный храм, появились новый резной иконостас и фресковая живопись.
В системе росписи нет жесткой догматической регламентации: канонические евангельские сюжеты соседствуют со сценами из церковной истории и сюжетами, взятыми из «Библии» Пискатора. Отдельные фрески отличаются ярким декоративным колоритом, сложными построениями, большим эмоциональным накалом — такова, например, композиция «Изгнание из храма». Другие отмечены изысканными цветовыми сочетаниями, плавными линейными ритмами, иллюзорностью, станковым характером («Милосердный самаритянин», «Крещение эфиопа»). Здесь прослеживаются индивидуальные манеры различных мастеров. Отличительным свойством фресок является активное использование реалий окружающей действительности или недавней истории — будь то характерный национальный пейзажный мотив или конкретное историческое лицо. Так, например, в композиции «Первый Никейский собор» изображены представители русского и украинского народов, воплощена идея их братства.
Собственно Алимпию Галику полностью принадлежит роспись притвора храма, которая дает возможность представить отличительные черты его стиля. Росписи подчинены одной теме —«Шествию в рай». Он изображает девственников и святых дев, раскаявшихся грешников, праведников, царей на фоне фантастического «райского» пейзажа с павлинами и верблюдами. Шествие открывают летящие ангелы с трубами. Марию сопровождает свита обольстительных дев: в образе богоматери, в ее округлом румяном лице, полной фигуре узнается императрица Елизавета Петровна, а великомученицы, следующие за ней, утонченной грацией движений и жестов, изысканными туалетами напоминают придворных дам. Парная сцена изображает группу шествующих монахов, воинов, иерархов во главе с Иоанном Предтечей. В этой череде образов можно увидеть и автопортрет художника в благообразном седобородом старце с папкой в руке.
Широкая манера письма, яркие желтые, голубые, темно-зеленые, розовые цвета, артистизм линейной проработки, открытая декоративность, становящаяся иногда самодовлеющей,— все это делает живопись мастера притягательной и зрительно впечатляющей. Не случайно роспись Троицкого храма послужила образцом для многих украинских храмов той поры — Борисоглебской церкви на Подоле, Успенского собора в Чернигове, Благовещенского собора в Нежине, Михайловской церкви в Переяславле.
Авторитет Алимпия, одного из главных исполнителей всех крупнейших фресковых циклов этого «послепожарного» двадцатилетия, был столь высок, что с 1744 года он становится руководителем лаврской мастерской. С большим вниманием относился он к талантливым ученикам, следил за их успехами, помогал неимущим. Собственное его творчество в последние годы прослеживается с трудом. Известно, что в 1745 году он исполнил не дошедшие до нас портреты Петра I, Екатерины I, принца Оранского. В связи с ухудшением здоровья ему уже не поручают крупных работ, и он отпрашивается у лаврского «начальства» на покой.
Другая сторона его творческой деятельности свидетельствует о том, что Галик был незаурядным мастером декоративно-прикладного искусства. Даже в ряду шедевров таких мастеров, как И. Равич или М. Юревич, его произведения не потеряли своего художественного значения. В 1749 году Алимпий исполнил серебряную оправу Евангелия по эскизу ученика В. Мартыновича, а в 1763-м — серебряную с позолотой чашу.
О. МАКОВЕЦКАЯ
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1985 г. М., 1985.
Данный материал является некоммерческим и создан в информационных, научно-популярных и учебных целях. Указанный материал носит справочно-информационный характер.
ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ