540 лет фламандскому художнику эпохи Возрождения Симону Бенингу

В 2023-м году исполняется 540 лет со дня рождения фламандского художника, миниатюриста и иллюстратора Симона Бенинга (1483-1561). Творчеству замечательного мастера эпохи Возрождения посвящен настоящий очерк. 

Симон Бенинг - Автопротрет
Симон Бенинг — Автопротрет

Традиция нидерландской книжной иллюстрации XVI века, одним из представителей которой был Симон Бенинг, восходит к более ранним временам. Еще в конце XIV века на территории герцогства Бургундии сложилась замечательная школа иллюстрирования книг. Ее возглавили выдающиеся живописцы братья Лимбурги. С ними при дворе бургундских герцогов работали художники, чьи имена остались неизвестны. Их условно называют Мастер часослова маршала Бусико, Мастер Бревиария и т. п. Они сделали очень много для развития европейского искусства. Одними из первых эти живописцы обратились к изображению пейзажа, портрета и интерьера. Естественно, что в их миниатюрах живописные жанры еще не расчленены, а встречаются в синтетическом соединении. Рубеж XIV и XV веков был периодом первого расцвета франко-фламандской миниатюры (так называли эту школу, так как в то время в состав Бургундии входили нидерландские и фландрские земли). Своего апогея этот расцвет достигает в творчестве молодого Яна ван Эйка, который создает для бургундского герцога ряд книжных миниатюр. В этих небольших картинках мы сталкиваемся с изображением реальной пространственной среды, т. е. с тем, о чем современники Яна ван Эйка еще и не помышляли.

Симон Бенинг - Март
Симон Бенинг — Март

Однако уже к середине XV столетия книжная миниатюра уступает первенство станковой живописи. В это время в Нидерландах получает развитие техника масляной живописи.

К концу XV века книжная миниатюра постепенно восстанавливает свою независимость от живописи и вступает в период второго расцвета. В это время работают Александр и Симон Бенинги, так называемый Мастер молитвослова и многие другие анонимные художники. Но уже тех высот, которые были доступны Лимбургам и их современникам, этим миниатюристам достичь не удается.

Отец и сын Александр и Симон Бенинги принадлежали к семье миниатюристов, работавших в Генте и Брюгге на протяжении почти ста лет (с 1470 по 1560). Как уже было сказано, они продолжали традицию миниатюристов рубежа XIV и XV столетий, но со значительными изменениями. Если те были первооткрывателями, то Бенинги восприняли уже готовую систему ренессансного мировоззрения. Их творчество самым тесным образом связано с проблемами ренессансного искусства, в нем живет дух Возрождения. Это сказалось не только на средствах художественного выражения, но и на тематике их миниатюр. Помимо традиционных часословов и библий они иллюстрируют военные и исторические хроники, произведения моралистического характера. Все это дает неисчерпаемые возможности для изображения бытовых и жанровых сцен, пейзажей и даже портретов. Там, где искусство Лим-бургов поражает нас своей необычайной сказочностью и наивностью, у Бенингов мы встречаем умелое владение перспективой, пространством, острую наблюдательность.

Это интересно:   140 лет русскому и советскому художнику Василию Сварогу
Симон Бенинг - Май
Симон Бенинг — Май

Александр Бенинг был более известным миниатюристом, чем его сын Симон. Так свидетельствовали современники. Но до нашего времени сохранилось очень мало произведений отца и гораздо больше — сына. И если судить по конкретным миниатюрам, то можно сказать, что сын имел отнюдь не меньше способностей.

Это был мастер высокого класса, обладавший не только высоким профессиональным мастерством, но и богатым воображением. Симон Бенинг родился в Генте. В молодости он переехал в Брюгге, где в 1508 году получил звание мастера. На него оказали определенное влияние работавшие в этом городе романисты Ян Госсарт, Баренд ван Орлей. Именно через творчество этих художников Бенинг воспринял ясные итальянизирующие формы, через них он ассимилировал достижения итальянского искусства. Не прошел художник и мимо творчества такого известного пейзажного мастера, как Иоахим Патинир. В пейзажных фонах, которые встречаются в миниатюрах Симона Бенинга, ощущается несомненное воздействие панорамного пейзажа антверпенского мастера.

Симон Бенинг - Август
Симон Бенинг — Август

Время деятельности Бенинга было в художественном отношении переломным. Поэтому в творчестве большинства мастеров можно найти самые различные, порой противоположные, влияния. Говоря о Бенинге, необходимо упомянуть еще об одном источнике его искусства: о произведениях брюггского живописца Герарда Давида. Этот художник, знаменитый своими станковыми картинами, отдал дань и книжной миниатюре, украсив своими изящными произведениями Бревиарий королевы Изабеллы Испанской (1497). Красота пейзажей, точность пластической моделировки, композиционность — все эти качества миниатюр Г. Давида покорили Бенинга. Он сам был автором различных иллюстрированных книг, в том числе часословов «Хеннесси» (Брюссель, королевская библиотека), «Гольф» (Лондон, Британский музей), ряда миниатюр в собраниях Руана, Вены и Брюсселя. Но самым известным произведением Бенинга стал его так называемый Бревиарий Гримани (Венеция, библиотека Марциана). Как обычно, этот бревиарий представлял собой служебную книгу, в которой были собраны церковные песнопения и молитвы на каждый день. Но, помимо этого, он включил в себя и часослов, т. е. церковный календарь с указанием ежедневных чтений. Именно этот календарь и вызывает наибольший интерес с художественной точки зрения.

Это интересно:   140 лет со дня рождения советского скульптора Василия Ватагина

Календарные миниатюры Бревиа-рия Гримани являются вольной копией с подобных миниатюр «Очень богатого часослова герцога Беррийского» работы братьев Лимбургов. И те и другие миниатюры изображают труды и занятия, характерные для каждого месяца года.

Симон Бенинг - Октябрь
Симон Бенинг — Октябрь

Обращение Бенинга к наследию Лимбургов глубоко символично. Оно вызвано желанием художника поставить себя наравне с мастерами, творчество которых он почитал за образец. При этом Бенинг не ставит себе задачу механического копирования, а, наоборот, дает волю своей фантазии. Так, в миниатюре «Октябрь» мастер, сохраняя весь композиционный принцип, вводит дополнительные жанровые элементы. Там, где у Лимбургов плывет по каналу одна лодка, у него их появляется несколько, причем полных людьми. В плуг вместо одной лошади запряжено две и т. д. Все детали быта, одежд, архитектуры более достоверны у Бенинга. Но в результате его миниатюра страдает некоторой утяжеленностью, перенасыщенностью художественного повествования. Так же обстоит дело и в других миниатюрах, хотя художник показывает себя великолепным мастером миниатюрной техники.

Симон Бенинг - селяне по пути в церковь
Симон Бенинг — селяне по пути в церковь

Художественная продукция Бенинга завершает собой долгую традицию нидерландской книжной иллюстрации. Он был представителем целой школы, из которой вышли богато иллюстрированные, яркие и красивые часословы и молитвенники, исторические и дидактические книги. Все они заняли достойное место в истории европейского искусства.

Художественный справочник. Сто памятных дат. М., 1983.

ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ