6 декабря — 125 лет со дня рождения (1899) Николая Петровича Баталова, советского актера (умер в 1937 году).
Имя заслуженного артиста РСФСР Баталова неотделимо от истории МХАТа.
В 1916—1924 годах Н. П. Баталов — сотрудник МХТ и одновременно артист Второй студии МХТ. Его первой ролью был Петя-переплетчик в пьесе 3. Гиппиус «Зеленое кольцо» (Вторая студия). В спектакле МХТ «На дне» он играл Алешку, в «Синей птице» — Хлеб.
Большой успех принесла Баталову роль Фигаро («Безумный день, или Женитьба Фигаро» Бомарше, 1927, в постановке К. Станиславского). В том же году в знаменитом мхатовском спектакле «Бронепоезд 14-69» Баталов одержал под руководством Станиславского новую победу, создав образ Васьки Окорока.
Последняя работа Баталова — Собакевич в «Мертвых душах» по Г оголю (1933). В памяти кинозрителей 20—30-х годов остались фильмы с участием Н. Баталова — «Аэлита», «Мать», «Путевка в жизнь», «Три товарища».
Николай Петрович Баталов в роли Васьки Окорока («Бронепоезд 14-69» Вс. Иванова)
… Это был редкий случай, когда образ, созданный актером, сливался с образом, написанным автором, настолько, что нельзя было решить, кто из них создал Ваську Окорока. Зритель предпочитал думать, что создала Ваську Окорока сама жизнь. Целые залежи сердечной теплоты и народного юмора таились в этом партизане из солдат царской армии. Казалось, что у него не только ноги, но даже сердце ходит ходуном от непосредственной радости бытия, от неудержимого захвата молодостью и партизанской удалью. Васька был любимцем всего партизанского штаба, так же как Баталов был любимцем всего зрительного зала. Такие вот Васьки Окороки, как бы они ни назывались, непременно были в каждом отряде любого народного движения в прошлом. .. Баталов создал из Окорока народный образ огромной исторической емкости.
Из ст.: С. Дурылин. Художественный театр в 1917— 1945 гг. — В кн.: Театральный альманах. М., 1946, кн. 3/5.
Николай Петрович Баталов в роли Фигаро («Безумный день, или Женитьба Фигаро» Бомарше)
… Баталов играл Фигаро очень живо, темпераментно, но, пожалуй, это все же не был тот полуиспанец, которого требовал от него Станиславский. Скорее, итальянец или житель юга Франции — марселец, провансалец. Великолепно двигался, отлично менял ритм речи, овладел в монологе быстрой сменой различных тем-событий. От подозрений и ревности он переходил к обожанию своей Сюзанны с почти французской легкостью. И сочетал какие-то ничтожные остатки «феодального» уважения к графу с яркой ненавистью вырвавшегося на волю слуги к самодуру господину.
Образ Фигаро у Баталова был сознательно лишен Станиславским той традиционной «бездумности» или, как говорят, «легкости», которая является штампом трактовки комедийных персонажей. Фигаро Баталова жил и думал о своей судьбе подкидыша, о своей любимой Сюзанне, о несправедливом хозяине; Фигаро верил, что в жизни не всегда будут процветать феодальные нравы. Именно этими мыслями, доходившими до зрителя в паузе, в интонации, в случайно брошенном на партнера взгляде, Фигаро Баталова был близок нам и понятен.
Большой заслугой Баталова — Фигаро было и то, что ему верили не только как блестящему актеру комедии, а главным образом как подлинному персонажу, в своем роде «человеку из народа». Его связь с народом, мастерски показанным Станиславским в постановке (пусть это была графская челядь и небольшое число местных крестьян), была органична, оправдана бытом, эпохой.
Необычайно понятным становилось, почему в пьесе все, кроме подхалима Базилио и дурака садовника, находятся на стороне Фигаро. Это был их представитель — он защищал не только их судьбы (Фаншетты, Керубино, Сюзанны), он защищал их будущее, он показывал, как надо сопротивляться господам и как можно их одурачить!
И поэтому, вероятно, зрительный зал глубоко сочувствовал Фигаро — Баталову: когда Фигаро не везло и замыслы его проваливались и он искренне мрачно задумывался о своей судьбе, зрительный зал затихал, как в минуту решающих коллизий на представлении настоящей драмы.
Из ст.: Н. Горчаков. О Н. П. Баталове. — В кн.: Николай Петрович Баталов. Статьи, воспоминания, письма. М., 1971.
Лит.: Николай Петрович Баталов. Статьи, воспоминания, письма. М., 1971;
Г. Бояджиев. От Софокла до Брехта за сорок театральных вечеров. М., 1969.
Театральный календарь на 1974 год. М., 1973.
Данный материал является некоммерческим и создан в информационных, научно-популярных и учебных целяхПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ